Судья Хасаев А.Х. дело № 33-3002/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В. судей Гасановой Д.Г. и Орцханова А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 19 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Мукумагомедова С.С. на решение Кизилюртовского районного суда РД от 14 сентября 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении требований Мукумагомедова Саидсалима Саидахмедовича к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД к Правительству РД о признании незаконным действий межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившихся во включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу сел. <адрес> в список домов, получивших повреждения средней степени и возложении обязанности на администрацию МО «Кизилюртовский район» и ГУ МЧС РФ по РД обязанности признать принадлежащее ему домовладение не пригодным для проживания и подлежащим сносу в результате стихийных бедствий и включить его в списки граждан для получения жилищного сертификата, отказать». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гаджиевой Ш.В., судебная коллегия установила: Мукумагомедов Саидсалим Саидахмедович обратился в суд с заявлением к администрации МО «Кизилюртовский район», к администрации МО «Село Кироваул» Кизилюртовского района, к ГУ МЧС РФ по РД о признании незаконными действия межведомственной комиссии администрации МО «Кизилюртовский район» выразившиеся включении принадлежащего ему домовладения, расположенного по адресу: сел. <адрес> список домов, получивших повреждения средней степени. Просит включить его и членов его семьи в список граждан для получения жилищного сертификата. В обоснование своих требований Мукумагомедов С.С. указывает, что в результате ливневых дождей имевшее место в сентябре 2009 года, домовладение его пострадало и пришло в состояние не пригодное для проживания. Созданная для определения ущерба комиссия обследовала его дом и составила соответствующие акты, в последующем оказалось, что он не был включен в списки лиц, которым подлежала выплата компенсации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 ему должны были выдать один экземпляр решения комиссии. Он был уверен, что дом будет признан непригодным для проживания, и что его внесут в список для получения сертификата. Весной 2011 года после неоднократных обращений ему стало известно, что кроме выплаченных <.> рублей в качестве компенсации за утраченное имущество ему ничего не полагается. Дом и в настоящее время не пригоден для проживания. О нарушении своего права не мог знать, так как бывший глава сельской администрации утверждал, что документы в порядке, он должен получит жилищный сертификат. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Мукумагомедов С.С. просит решение суда, отменить, полагая его незаконным и направить дело на новое рассмотрение. Основанием для отказа в удовлетворении требований послужило заключение строительно-технической экспертизы №1411/11 от 23.08.2011 года, согласно которого дом признан пригодным для проживания и сносу не подлежит. Однако дом не пригоден для проживания, из-за отсутствия средств он не может построить новый дом. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении комиссионной экспертизы, в целях более полного исследования и разрешения поставленных перед экспертами вопросов. Суд в основу решения принял сомнительное заключение эксперта. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 года №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъекта РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайных ситуаций обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ должен представить обосновывающие документы, в противном случае вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства РФ по ГО ЧС контроль над исполнением указанного поручения Правительства РФ прекращается. В соответствии с постановлением Правительства РД от 08.12.2005 года №215 «О республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количеств пострадавших возложена на соответствующие районные администрации. Таким образом, законодателем вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий регламентированы. Определены сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, обязанность по представлению обосновывающих документов в установленный срок, и в случае нарушения предусмотренных сроков вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается. Вопросы оказания материальной помощи в результате чрезвычайных ситуаций также регулированы Методическими указаниями МЧС РФ от 2004 года, которые предусматривают порядок оказания материальной помощи при стихийных бедствиях, в том числе и выдачу жилищного сертификата. Ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, определяется комиссий МО «Кизилюртовский район», в случае повреждения дома, исключающего его восстановление путем ремонта, то есть необходимости его сноса, составляется акт, включая дом и членов семьи пострадавших от стихийного бедствия, и представляет ГУ МЧС РФ по РД, для последующего представления в Правительство РД. При наличии слабой и средней степени повреждения оказывается материальная помощь на ремонт дома и для восстановления утраченного имущества, при сильной степени повреждения дома - выдается жилищный сертификат на приобретение жилья. Из комиссионного акта обследования жилого дома, поврежденного в результате ливневых дождей, 21 сентября 2009 года в <адрес> следует, что дом имеет среднюю степень повреждения (имеются мелкие трещины стен, в перегородках частично повреждены полы покрытия из ДСП), включен в список на получение единовременной материальной помощи в сумме по <.> рублей на каждого члена семьи. Акт подписан Мукумагомедовой З.А. В соответствии с заключением строительно-технической экспертизы № 1410/11 от 19.08.2011 г. на момент осмотра установлено, что в жилом доме Мукумагомедова С.С. выполнен ремонт. Исходя из повреждений, указанные в акте комиссии, жилой дом имел среднюю степень повреждения. Проживание в данном жилом доме возможно после производства ремонта. В ноябре 2010 года на основании указанного акта заявителю выплачена материальная помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме <.> рублей (<.> рублей на каждого члена семьи). Заявитель в установленном порядке не оспорил комиссионный акт. Таким образом, довод заявителя о непригодности жилого дома для проживания опровергается материалами дела. Довод кассационной жалобы в части того, что суд не рассмотрел заявленное ходатайство о назначении комиссионной экспертизы для определения степени непригодности дома, опровергается протоколом судебного заседания (л.д.55,56). При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы заявителя. На основании изложенного, и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: Решение Кизилюртовского районного суда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи