о возмещении морального вреда, причиненного незаконным причвлечением к уголовной ответственности



Судья Джалалов Д.А..

Дело № 33- 3125/11 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мамаева И.М.

судей Бейтуллаевой З.А. и Абдулхалимова М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 21 октября 2011 года дело по кассационной жалобе истицы Куцуловой А.М. на решение Советского районного суда города Махачкалы от 5 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей».

Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куцулова A.M. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, указав в обоснование иска на то, что постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от 04.04.2008г в отношении неё было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. б ч. 2 ст. 171 УК РФ. Постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от 03.08.2008г уголовное преследование в отношении нее было прекращено за отсутствием в ее деянии состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за ней признано право на реабилитацию в порядке, предусмотренном гл. 18 УПК РФ.

Уголовное преследование в отношении неё осуществлялось в период с 04 апреля 2008 года по 03 августа 2008 года - около четырех месяцев.

Компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, истица оценивает в 100 000 рублей. Нарушены не только ее имущественные права, но и нематериальные блага: здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, частной жизни, честь и доброе имя, личная и семейная тайны. За период уголовного преследования в отношении нее ею были пережиты многочисленные стрессовые ситуации, длительный срок она находилась в депрессии, в результате чего она получила ряд заболеваний, связанных с нарушением нервной системы.

Во время уголовного преследования в ее жилище проводились обыск и выемка, что нарушило ее конституционные права на неприкосновенность жилища, частной жизни и семейную тайну.

Уголовным преследованием были запятнаны ее честь и доброе имя. Ситуация с уголовным преследованием в отношении неё приобрела широкую огласку, как среди родственников, так и в городе, что причиняла моральные страдания и переживания. В первые месяцы уголовного преследования плохо спала, стала раздражительной, члены ее семьи были осведомлены о возбужденном уголовном деле. Она испытывала паническое чувство неуверенности в завтрашнем дне, подозревалась в совершении экономического преступления, что ставило под сомнение ее личную порядочность.

Она была расстроена, подавлена, считая себя невиновной, полагала, что следствие быстро придет к выводу о ее невиновности. Однако сроки следствия дважды продлевались, она была вынуждена обращаться к следователю с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, а также доказывать свою невиновность, была разочарована в правомерности и справедливости действий правоохранительных органов, необоснованно возбудивших в отношении нее уголовное дело и осуществлявших уголовное преследование в течение четырех месяцев, поскольку была убеждена в том, что виновных действий не совершала.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Куцуловой А.М. содержится просьба об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения – об удовлетворении заявленного ею иска в полном объёме по тем основаниям, что оно постановлено без учета фактических обстоятельств дела.

Ею были заявлены требования о взыскании с ответчика Министерства финансов Российской Федерации денежные средства, за причиненный моральный вред в результате незаконного уголовного преследования в размере 100 000 рублей, судом эти требования удовлетворены лишь частично. Между тем, уголовное преследование в отношении неё осуществлялось около четырех месяцев. В течение этого периода были нарушены её гарантированные Конституцией РФ права на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, частной жизни, честь и доброе имя. Кроме того, подорваны ее здоровье и репутация. Она сильно переживала сложившуюся ситуацию. Вся ее семья, в том числе, муж, с которым прожили более 20 лет, взрослые дети и другие близкие родственники переживали этот стресс вместе с ней. Однако суд не учел фактических обстоятельств дела, ее личностные особенности, семейное положение, а также требования разумности и справедливости при определении размера денежной компенсации морального вреда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от 04.04.2008г. в отношении Куцуловой A.M. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Постановлением следователя СЧ СУ при МВД РД от 03.08.2008г. уголовное преследование в отношении нее было прекращено за отсутствием в ее деянии состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за ней признано право на реабилитацию в порядке, предусмотренном гл. 18 УПК РФ.

Таким образом, факт незаконного привлечения Куцуловой А.М. к уголовной ответственности, установлен имеющимися в деле письменными доказательствами. Незаконное уголовное преследование в отношении неё осуществлялось в течение четырех месяцев.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (пункт 1).

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (пункт 2).

Судом первой инстанции установлено, что в результате незаконного уголовного преследования Куцуловой А.М. причинены нравственные страдания, она была необоснованно обвинена в совершении экономического преступления, чем опорочена перед близкими, родственниками, друзьями. Это обстоятельство вызвало у Куцуловой А.М. нравственные страдания: она нервничала, переживала, испытывала неловкость в кругу семьи и при общении с друзьями, знакомыми.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из этой нормы, с учетом времени нахождения истицы под следствием, суд первой инстанции обоснованно определил размер подлежащей взысканию в пользу Куцуловой A.M. денежной компенсации морального вреда в 20 000 рублей.

С учетом личности лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности, изложенных выше обстоятельств причинения вреда, характера нравственных страданий истицы, размер определенной судом первой инстанции денежной компенсации морального вреда, по мнению судебной коллегии, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Предусмотренных ст. ст. 362-364 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам кассационной жалобы истицы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Махачкалы от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истицы Куцуловой А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200