о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности



Судья Омарова М.А.

Дело № 33- 3137/11 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мамаева И.М.

судей Бейтуллаевой З.А. и Абдулхалимове М.М.

при секретаре Алимове Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 21 октября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя УФК по РД Насибуллиной В.Ш. на решение Советского районного суда гор.Махачкалы от 25 августа 2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет средств Казны РФ в пользу компенсацию морального вреда в сумме 1300 000 (один миллион триста тысяч) рублей»

Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения адвоката Магомедрасуловой Н.З. в интересах истца Амирова М.М. (на основании ордера № 35 от 20 октября 2011 года), просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по РД о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и незаконного применения меры пресечения в виде заключения под стражу, указав в обоснование иска на то, что 21.04.2009 года постановлением старшего следователя Кизлярского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 4 УК РФ. 23.04.2009 года в отношении него была избрана меры пресечения в виде заключения под стражу. Неоднократно судом по ходатайствам следователя ему продлевался срок содержания под стражей. В общей сложности он находился под стражей более восьми месяцев. Уголовное дело в отношении него неоднократно прекращалось и возобновлялось. 19.12.2009 года в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. 20 февраля 2011 года постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК уголовное дело в отношении него прекращено за отсутствием в его деянии состава преступления и в указанный день отменена мера пресечения в виде подписки о невыезде. С момента его задержания и до прекращения в отношении него уголовного дела прошло около 22 месяцев, 8 из которых он находился в СИЗО - <адрес>. В результате незаконных действий органов предварительного следствия ему причинен моральный вред. Преступление, в совершении которого его обвиняли относится к категории тяжкого преступления, обвинением в совершении преступления, которого он не совершал было унижено его достоинство и честь офицера милиции. Он потерял уважение и авторитет среди коллег, знакомых и родственников, многие из них перестали с ним общаться, даже здороваться при встрече, избегают его.

После освобождения из СИЗО у него обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Отсутствие в местах содержания под стражей нормального питания, прогулки на воздухе допускались только один час в сутки, ужасные условия содержания в СИЗО - всё это серьезно сказалось на его здоровье.

От беззакония правоохранительных органов пострадал не только он, но и вся его семья. Его мать, которая близко к сердцу восприняла его ареста, заболев, слегла, ухудшилось зрение, обострилась сердечная болезнь, перенесла ряд операций и в настоящее время нуждается в постоянном уходе. Также ухудшилось состояние здоровья отца, для которого он (сын) был гордостью. Его арест накануне свадьбы также повлиял и на его отношения с невестой, она расторгла помолвку и отказалась от свадьбы.

Причиненный незаконным привлечением к уголовной ответственности вред истец оценил в 3 000 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представителя УФК по РД Насибуллиной В.Ш. (на основании доверенности 05АА0072212 от 12 января 2011 года) содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что судом при рассмотрении настоящего дела не учтены требования гражданско-процессуального законодательства, решение вынесено без учета фактических обстоятельств дела, допущено существенное нарушение норм материального права,

В соответствии с ч. 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Так, судом первой инстанции не было учтено положение Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20.12.1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (с изменениями и дополнениями от 25.10.96г. №10 от 15.01.98г.), согласно которому, моральный вред состоит из двух элементов: нравственные переживания и физические страдания.

В обоснование своих требований о причинении физических страданий истцом не были представлены суду медицинские документы, заключение экспертов-медиков по поводу того, что именно в результате привлечения к уголовной ответственности у истца возникло либо обострилось заболевание, что имеет существенное значение для определения размера компенсации морального вреда.

Присужденная ко взысканию сумма не соответствует требованиям разумности и справедливости, установленным в п. 2 ст. 1101 ГК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в частности, в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Способ и размер компенсации морального вреда определены в статье 1101 ГК РФ. Согласно указанной норме компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как следует из материалов дела, 21 апреля 2009 года постановлением старшего следователя Кизлярского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД было возбуждено уголовное дело в отношении Амирова М.М. и ФИО6 по признакам преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 4 УК РФ. 21 апреля 2009 года Амиров М.М. задержан в порядке ст. 90-92 УПК РФ и водворен в ИВС Кизлярского ГОВД. Постановлением Кизлярского городского суда от 23 апреля 2009 года Амирову М.М. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 29 апреля 2009 года Амирову М.М. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 4 УК РФ.

Неоднократно Амирову М.М. продлевались сроки содержания под стражей.

18 ноября 2009 года Кизлярским городским судом Амирову М.М. продлен срок содержания под стражей до 21 декабря 2009 года.

19 декабря 2009 года постановлением старшего следователя Кизлярского Межрайонного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РД мера пресечения в отношении Амирова М.М. в виде заключения под стражу отменена. Этим же постановлением избрана иная мера
пресечения - в виде подписки о невыезде.

12.04.2010 года постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ уголовное дело в отношении Амирова М.М. прекращено.

28.06.2010 указанное постановление руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД отменено, как преждевременное и незаконное.

12.09.2010 года постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК РФ Бондаренко уголовное дело в отношении Амирова М.М. прекращено.

Это постановление также было отменено 27.10.2010 заместителем руководителя ОПК СУ СК РФ по РД ФИО12, как незаконное, и с указаниями уголовное дело направлено в Кизлярский МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД для производства дополнительного расследования.

10.12.2010 постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК при прокуратуре РФ уголовное дело в отношении Амирова М.М. прекращено.

20.01.2011года постановление от 10.12.2010 года руководителем Кизлярского МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по РД отменено, как преждевременное и незаконное и направлено для дополнительного следствия.

Постановлением следователя Кизлярского межрайонного СО СУ СК при прокуратуре РФ по РД ФИО7 от 20 февраля 2011 года уголовное дело в отношении Амирова М.М. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления и мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена. Указанным же постановлением за Амировым М.М. признано право на реабилитацию.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Амиров М.М. незаконно был привлечен к уголовной ответственности по подозрению в совершении тяжкого преступления, следствие в отношении него длилось 22 месяца, из которых 8 месяцев Амиров М.М. был необоснованно заключен под стражу – лишен свободы, оставшиеся 14 месяцев находился под подпиской о невыезде.

В течение всего периода нахождения под следствием – 1 год и 10 месяцев Амиров М.М. был лишен права передвижения, выбора места нахождения и общения, незаконно ограничен в своих правах, опорочен перед близкими родственниками, друзьями и сослуживцами, подорвана его деловая репутация. На момент незаконного привлечения к уголовной ответственности Амиров М.М. работал в должности оперуполномоченного Кизлярского МРО УФСНК РФ по РД.

Изложенным подтверждаются доводы истца о том, что в результате незаконного уголовного преследования ему причинены нравственные страдания.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что причиненный истцу моральный вред подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации.

Вместе с тем определенный судом первой инстанции размер денежной компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности и справедливости.

С учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вед, а также положений ст. 1101 ГК РФ о том, что при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, судебная коллегия находит размер определенной судом первой инстанции денежной компенсации морального вреда – 1 300 000 чрезмерно завышенным, подлежащим снижению до 950000 рублей.

При определении размера компенсации морального вреда в 950 000 рублей судебная коллегия принимает во внимание незаконное обвинение Амирова М.М. в совершении тяжкого преступления, длительный срок нахождения истца под стражей (восемь месяцев), в течение которого он был лишен нормальных условий жизни, общения с близкими, родственниками, был вынужден общаться с лицами, находившимися под следствием, ограничение его права на свободу передвижения в течение длительного времени, а также то, что незаконным привлечением к уголовной ответственности Амиров М.М. был опорочен в глазах родственников, знакомых, сослуживцев.

Предусмотренных ст. ст. 362-364 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы представителя ответчика не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361-363 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу представителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан удовлетворить частично.

Решение Советского районного суда города Махачкалы от 25 августа 2011 года изменить, уменьшив размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, до 950 000 (девятисот пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части иска Амирова М.М. о возмещении морального вреда отказать.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200