Кассационное определение



Судья ФИО9

Дело № 33-2521/2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2011 года г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Галимовой Р.С. и Ахмедовой С.М., при секретаре судебного заседания Кадырове А.О., с участием прокурора Джаруллаева А.К. рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 сентября 2011года дело по кассационной жалобе главы муниципального образования «село <адрес>» ФИО3 на решение <адрес> районного суда РД от <дата>, которым постановлено:

Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать п.3 решения сельского Собрания МО «Село <адрес>» от <дата> «О земельном налоге» в части установления повышающего коэффициенты 10,0 и 5,0 противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня его издания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., объяснения ФИО3, просившего решение суда отменить, прокурора, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

Установила:

Прокурор <адрес> РД в порядке ст.251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию «Село <адрес>» С.<адрес> района РД о признании п.3 решения сельского Собрания МО «Село <адрес>» от <дата> «О земельном налоге» в части установления повышающих коэффициентов 10,0 и 5,0 противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня его издания.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой района рассмотрено обращение директора ОАО «<.>» ФИО2 о несоответствии федеральному законодательству решения сельского Собрания МО «Село <адрес>» от <дата> «О земельном налоге» и проведенной прокурорской проверкой установлено следующее. В соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.

Кроме того, в соответствии со статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются ставки, регулируемые государственными органами. Установление коэффициентов для расчета арендной платы является формой государственного регулирования ставок.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2004г. по делу №Ф08-4160/2004 указано, что согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления устанавливается порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли находящиеся в собственности муниципального образования. Однако данное положение не означает, что органы местного самоуправления могут устанавливать ставки арендной платы по заключенным ранее договорам произвольно, без учета действующего законодательства, сложившейся к моменту изменения договора экономической ситуации и интересов арендаторов земельных участков. Расчет арендной платы должен производиться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения.

В соответствии с требованиями ст.617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора, кроме как по основаниям, предусмотренным договором аренды. Оспариваемое решение противоречит названным нормам федерального законодательства.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывается на то, что <дата> на основании постановления муниципального района «Сулейман-<адрес>» от <дата> комитет имущественных и земельных отношений (арендодатель) заключил договор об аренде земельного участка общей площадью 968 га на 49 лет с ОАО «<.>» (арендатор).

С <дата> на основании свидетельства о государственной регистрации права и постановления главы администрации муниципального района «Сулейман-<адрес>» от <дата> собственником земли, в том числе арендованной ОАО «<.>» является муниципальное образование сельское поселение «село <адрес>».

В связи с этим и принятием Правительством Республики Дагестан Постановления за №294 от 29.10.2007г. «Об утверждении результатов актуализации государственной, кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и группам земель в Республике Дагестан» руководству новообразованного ООО «<.> было предложено внести изменения в ранее заключенный арендный договор или перезаключить договор с учетом экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей. Собранием МО «село <адрес>» было принято решение об установлении коэффициента 10,0 и 5,0 при передаче в аренду с/х земельных участков. Данное решение Собранием было принято в соответствии со ст.ст. 22, 65 и 66 ЗК РФ, согласно которых использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности МО устанавливаются органами местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Судом в решении не указано, в нарушение какой конкретно нормы федерального закона сельским Собранием МО «село <адрес>» принято решение о применении коэффициента 10,0 и 5,0 при передаче с/х земель в аренду.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Обращаясь в суд, прокурор, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ оспаривал в интересах неопределенного круга лиц законность принятого МО «Село <адрес>» С.<адрес> района решения от <дата> «О земельном налоге» в части установления повышающих коэффициентов арендной платы за землю на 10,0 и 5,0 указывая на противоречие установления повышающих коэффициентов федеральному законодательству, а именно нарушению принципа экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.

При этом поводом для обращения прокурора в суд явилось заявление директора ОАО «<.>» ФИО2 о незаконности п.3 решения сельского Собрания МО «Село <адрес>» от 22.12.2009года №6 «О земельном налоге», в части установления повышающих коэффициентов арендной платы 10,0 и 5,0 на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу абзаца 1 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 ст.134 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1.ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Возражая против иска, МО «Село <адрес>» ссылалось на незаконность требований прокурора, обратившегося в суд в интересах ООО "<.>", так как все сельскохозяйственные имеющиеся у МО «Село <адрес>» земли 968 га находятся в аренде на 49 лет у ООО "<.>". Коллегия данный довод находит заслуживающим внимания.

Кроме того, согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, который, по мнению прокурора, нарушен оспариваемым пунктом решения сельского Собрания МО «Село <адрес>» от 22.12.2009года №6 «О земельном налоге», тог есть отсутствует экономическое обоснование указанных повышающих коэффициентов(10 и 5) арендной платы за землю в МО «Село <адрес>». Однако отсутствие такого обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не может свидетельствовать о том, что орган местного самоуправления не анализировал и не оценивал различные факторы, влияющие в том числе на уровень доходности земельных участков.

С учетом изложенного выше коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции, и не направляя дело на новое рассмотрение, прекратить производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.220, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение <адрес> районного суда от <дата> отменить, производство по делу прекратить.

<.>

<.>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200