Cудья ФИО7 Дело №33-2785/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 сентября 2011 года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И., судей Галимовой Р.С. и Августиной И.Д., при секретаре Магомедовой З.Н., с участием прокурора Исмаиловой С.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании от <дата> дело по частному представлению прокурора <адрес> на определение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено: Отказать в принятии искового заявления прокурора <адрес> к МДОУ «<.> № №» об обязании устранить нарушения законодательства о лицензировании.скании долга в сумме 125 тысяч руб. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., заключение прокурора Исмаиловой С.Г., просившей определение суда отменить, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: <адрес> обратился в суд с иском к МДОУ «<.> № № в защиту неопределённого круга лиц, об обязании устранить нарушения законодательства о лицензировании, мотивируя свои требования тем, что в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «<.> №№» функционирует медицинский кабинет, который осуществляет свою деятельность без специального разрешения (лицензии). Судом принято указанное выше определение. В частном представлении прокурор <адрес> просит отменить определение суда как незаконное и необоснованное. В представлении прокурора приводятся доводы о том, что прокурор не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом органы прокуратуры действуют в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан. В соответствии с требованиями п.п. 96 п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ, услуг по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №30 от 22 января 2007г. «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». Лицензия на медицинскую деятельность дает право на оказание этих работ и услуг. Согласно ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие лицензию на осуществление медицинской деятельности. Проверив материал, обсудив доводы частного представления, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене. Согласно пп. 96 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие лицензию на осуществление медицинской деятельности. Из материала следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности,санитарно-эпидемиологического,трудового законодательства с охватом вопросов технического и санитарного состояния зданий, расположенных на территории осуществления прокурорского надзора, в ходе которой установлено, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «<.> № №» (далее - МДОУ №) функционирует медицинский кабинет, который осуществляет свою деятельность без специального разрешения (лицензии). В соответствии с Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «<.> № №» (далее - Устав) данное учреждение является юридическим лицом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с положениями части 1 ст. 21, части 3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Действующим законодательством, в том числе вышеприведенным Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст.45 ГПК РФ не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору. Учитывая изложенное, прокурор вправе обратиться в суд с указанным заявлением и у суда не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в принятии искового заявления. Отказывая в принятии искового заявления прокурора, суд лишил прокурора возможности выполнить возложенные на него функции по защите прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц и обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями. В связи с изложенным, определение суда подлежит отмене с направлением материала для рассмотрения заявления прокурора по существу. Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Определение Советского районного суда <адрес> от <дата> отменить, исковой материал направить для рассмотрения по существу в Советский районный суд <адрес>. <.> <.>