Судья ФИО11 Дело № 33-3107 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Махачкала 26 октября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – ФИО1 судей - ФИО2 и ФИО3 при секретаре судебного заседания ФИО7 при прокуроре ФИО4 рассмотрела кассационные жалобы главы администрации ГО «город Дагестанские Огни» ФИО8 и представителя администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Бабасиева И.Г. (доверенность) на решение Дагогнинского городского суда от 14 сентября 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО2, заключение прокурора ФИО4, просившей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия у с т а н о в и л а: Прокурор г. Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по непринятию мер по противодействию терроризму и экстремизму. В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой города, установлено, что администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» ненадлежаще выполняются требования ФЗ РФ №35 от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» в части профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Проверки, проведенные прокуратурой города в 2010 - первом полугодии текущего года, показали, что в нарушение ч.3 ст. 5 названного закона администрация городского округа «город Дагестанские Огни», а также руководители предприятий и организаций, не принимают должных мер по обеспечению безопасности граждан, детей, жизненно важных объектов, вопросам обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспорта, детских, общеобразовательных и медицинских учреждений, а также мест массового пребывания людей. Во всех общеобразовательных учреждениях города отсутствуют средства оповещения людей, камеры видеонаблюдения, тревожная сигнализация, пульт тревожного подключения к дежурной части ОВД по г. Дагестанские Огни. Аналогичные нарушения выявлены также в МУЗ «Центральная городская больница» и АТС (телефонной станции). Администрацией городского округа «город Дагестанские Огни» в 2010 - в первом полугодии 2011 года финансовые средства на указанные цели не выделялись. Средства, планируемые выделить во втором полугодии текущего года, незначительны, их нельзя признать достаточными для осуществления указанных мероприятий. Просил обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» принять меры по выделению средств, соразмерных и необходимых для осуществления мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, а также обеспечения защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения, а именно: для осуществления мероприятий по установлению во всех общеобразовательных учреждениях города, МУЗ «Центральная городская больница», а также АТС (телефонная станция) камер видеонаблюдения; подключения тревожного пульта к дежурной части ОВД по г. Дагестанские Огни; тревожной сигнализации, средства оповещения людей. По результатам рассмотрения дела судом постановлено: «Исковое заявление прокурора г. Даг.Огни удовлетворить. Обязать администрацию городского округа «город Дагестанские Огни» принять меры по выделению средств соразмерных и необходимых для осуществления мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, а также обеспечения защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения, а именно: для осуществления мероприятий по установлению во всех общеобразовательных учреждениях города, МУЗ «Центральная городская больница», а также АТС (телефонной станции) камер видеонаблюдения; подключения тревожного пульта к дежурной части ОВД по г. Дагестанские Огни; тревожной сигнализации, средства оповещения людей». В кассационных жалобах главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» ФИО8 и представителя администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Бабасиева И. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, по тем основаниям, что судом не были приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, и доводы администрации. В дополнительной кассационной жалобе представителя администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Бабасиева И. указывается, что администрация городского округа «город Дагестанские Огни» не оспаривала и не оспаривает, что органы местного самоуправления согласно действующему законодательству обязаны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования, и ею (администрацией) в пределах своих полномочий принимаются все возможные меры по профилактике экстремизма и терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования. В тех федеральных законах, на которые суд основывал свое решение, содержатся указания на принятие мер по профилактике терроризма и экстремизма, но никак не указывается на необходимость установки видеокамер, подключение тревожных пультов к дежурной части ОВД, тревожной сигнализации и другие. Суд не учел, что бюджет города на 90% дотационный и средств на исполнение его решения просто нет. В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора г.Дагестанские Огни ФИО6 просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя требования прокурора суд сослался в своем решении на требования ФЗ РФ №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», согласно п. 7.1 ст. 14 которого к вопросам местного значения наряду с другими относится и участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Такое же положение предусмотрено п.8 ст. 6 Устава МО городской округ «город Дагестанские Огни. В соответствии со ст.ст.14-16 вышеприведенного ФЗ РФ №131 от 06.10.2003г. органам местного самоуправления предоставлена возможность самостоятельно определять расходы на финансирование деятельности в сфере противодействия терроризму за счет средств органов местного самоуправления. Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года Правительству Российской Федерации поручено в месячный срок: а) совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральной службе безопасности Российской Федерации представить предложения по созданию эффективной системы государственного управления в кризисных ситуациях, предусмотрев выработку адекватных мер предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме (применение или угроза применения б) совместно с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений на объектах транспорта, энергетики и связи, в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях. Во исполнение этого поручения Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года МЧС России и МВД России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с органами местного самоуправления и организациями организовать обеспечение граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также определить порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. На основании данного Распоряжения МЧС России, МВД России и ФСБ России был издан совместный приказ от 31 мая 2005 года, которым в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2004 года и в целях совершенствования организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своеременного его оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций утверждено Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации. Согласно этому Положению порядок размещения технических средств информации включает в себя рекомендации по основным видам технических средств информации, местам их размещения, установке и использованию. На основе исследованных доказательств суд пришел к выводу, что администрация городского округа «город Дагестанские Огни» не принимает надлежащих мер, направленных на исполнение названных нормативных актов. Как установлено судом, во всех общеобразовательных учреждениях города отсутствуют средства оповещения людей, камеры видеонаблюдения, тревожная сигнализация, пульт тревожного подключения к дежурной части ОВД по г.Дагестанские Огни. Такие нарушения выявлены в МУЗ «Центральная городская больница» и АТС (телефонной станции). Вместе с тем, в Приказе МЧС РФ N 428, МВД РФ N 432, ФСБ РФ N 321 от 31.05.2005 (ред. от 28.10.2008) "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций", изданного во исполнение соответствующих Указа Президента РФ и Распоряжения Правительства РФ, которым предусмотрены порядок размещения технических средств информации, мест их размещения, установки и использования, не указаны те технические средства, установка которых вменена судом в обязанность администрации г.Дагестанские Огни. Установка таких технических средств не предусмотрена и другими нормативно-правовыми актами, на которые имеется ссылка в решении суда. При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами кассационных жалоб о необоснованности требований прокурора в части установления во всех общеобразовательных учреждениях города, МУЗ «Центральная городская больница», а также АТС (телефонной станции) камер видеонаблюдения; подключения тревожного пульта к дежурной части ОВД по г. Дагестанские Огни; тревожной сигнализации, и решения суда, удовлетворившего требования прокурора, без учета требований законов и иных нормативных актов, а также финансовых возможностей муниципалитета. В связи с этим из резолютивной части решения суда следует исключить указание о конкретных действиях администрации городского округа. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Дагогнинского городского суда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: «Исковые требования прокурора г.Дагестанские Огни в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить и признать незаконным бездействие Администрации городского округа «город Дагестанские Огни» по непринятию надлежащих и достаточных мер по противодействию терроризму и экстремизму». Председательствующий Судьи:
взрывных устройств, включая ядерные, радиоактивных, химических, биологических, токсических отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ, захват заложников и другие формы), техногенных аварий и катастроф, локализации их последствий, а также по своевременному оповещению населения кризисных ситуациях или угрозе возникновения таких ситуаций; утвердить соответствующие планы действий в кризисных ситуациях Правительства Российской Федерации, министерств и других федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;