спор о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.



Эседуллаев Б.Ф.

Дело № 33-1748-11 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала 22 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Мустафаевой З.К.,

при секретаре Алишаеве А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2011 г. кассационную жалобу Кадиевой М.К. на решение Дагогнинского городского суда РД от 17 мая 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Кадиевой М.К. к о признании незаконным решения управления ПФР по г.Дагестанские Огни об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., объяснения представителя Кадиевой М. - адвоката Нурахмедова Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГУ ОПФР по РД Шугаибова А., просившего отклонить кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан,

У С Т А Н О В И Л А:

Кадиева М.К. обратилась в суд в суд с иском о признании незаконным решения УПФР по г. Дагестанские Огни об отказе ей в начислении досрочной пенсии, указывая о том, что с 02 апреля 1986 года по настоящее время она работает заведующим детским садом № 1 «Улыбка» г. Дагестанские Огни. До этого она с 15 августа 1984 года по 17 марта 1986 года работала воспитателем Готопутовском детском саду Сорокинского района. После сдачи необходимых документов в Управление пенсионного фонда по г.Дагестанские Огни для начисления ей досрочной пенсии, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управление ПФР по г.Дагестанские Огни ей отказали в этом со ссылкой на то что, досрочное начисление пенсии в должности заведующего детским садом с 01 ноября 1999г. не предусмотрено. С данным решением Управления ПФР не согласна, считая, что она работает на соответствующей должности в учреждении для детей, реализующем образовательные программы и обеспечивающем обучение и воспитание детей, имеет необходимый стаж педагогической работы для получения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Кадиевой М. ставится об отмене данного решения, считая, что, оно незаконно, необоснованно, вынесено без учета существенно важных обстоятельств.

При этом указывает о том, что, хотя судом установлено, что согласно трудовой книжке с 15 августа 1984 года она начала трудовую деятельность воспитателем в Готопутовском детском саду по 17 марта 1986 года, а с 2 апреля 1986 года по настоящее время работает в должности заведующей детским садом в городе Дагестанские Огни, однако пришел к неверному выводу о том, что эта должность не связана с педагогической работой, а потому ей правомерно отказано в начислении пенсии.

Не соглашаясь с такой позицией суда, автор ссылается на положения ч.1 ст.39 Конституции РФ, согласно которым охраняется труд и здоровье детей, устанавливаются государственные пенсии, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту

Автор приводит пункт 1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» о том, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом лицам, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Считает, что суд не учел разъяснений Постановления Конституционного суда РФ от 3 июня 2004 года, которым, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих в частности, трудовую деятельность. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19 ч.1 и 2) в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В связи с принятием Правительством РФ Постановления от 29 октября 2002 года под № 781, работа в должности заведующего детским садом засчитывается в стаж работы за период только до 1 ноября 1999года и что придание этому положению обратной силы, противоречит ч.2 ст.55 Конституции РФ, и что Правительство РФ по своему усмотрению не вправе регулировать самостоятельно пенсионные отношения педагогических работников и вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как усматривается из материалов дела, 11.03.2011 истице отказано в досрочном назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на то, что лицам, работавшим с 01.11.1999 г. в должности заведующего детсадом, не предусмотрено назначение досрочной пенсии за выслугу лет.

Согласно п.п. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2002 года, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, издало Постановление от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвердив Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанный в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений» (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных, коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, и в соответствии с п. « в» работа в названных выше должностях засчитывается за период до 1 ноября 1999г.

Из трудовой книжки истицы усматривается что, она с 15 августа 1984 года начала трудовую деятельность воспитателем в Готопутовском детском саду по 17 марта 1986 года, а с 02.04.1986г. по настоящее время работает в должности заведующей детским садом в г. Дагестанские Огни и эта должность не связана с педагогической работой, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать Списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии.

В соответствии с п.12. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Кадиева М., как видно по делу, на 1 января 2001 года также не имела стажа, требуемого вышеназванными Правилами, для досрочного назначения пенсии за выслугу лет.

С учетом того, что оспариваемые в доводах истицы, а также в ее кассационной жалобе положения нормативного правового акта не противоречат Федеральному закону, а также изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение истицы, суд обоснованно признал законным отказ пенсионного управления в досрочном назначении Кадиевой М.К пенсии и правильно отказав ей в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ, коллегия

Определила:

Решение Дагогнинского городского суда РД от 17 мая 2011 года по иску Кадиевой М.К. о признании незаконным решения Управления ПФР по г. Дагестанские Огни об отказе в назначении ей досрочной пенсии отставить без изменения, а ее кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200