кассационное определение



<.>

Дело № 33-2875/2011г

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 28 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Шихгереева Х.И.

судей – Загирова Н.В., Галимовой Р.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам истца Кочельманова Ф.Х. и специалиста юридического отдела Управления Федерального Казначейства по Республике Дагестан Абдулгалимова Р. на решение Федерального суда г. Дагестанские Огни от 17 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ибрагимова Т.К. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу , проживающего по адресу <адрес> компенсацию морального вреда в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД , судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кочельманов Ф.Х. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению федерального Казначейства РФ по РД о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.

Свои требования истец мотивировал тем, что 23 декабря 2002 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 п. «б» ст. 158 УК РФ.

23 декабря 2002 года он был задержан и водворен в ИВС в качестве подозреваемого в рамках уголовного дела. 28 апреля 2003 года постановлением следователя СГ при Даг.Огнинском ГОВД прекращено уголовное преследование в отношении Кочельманова Ф.Х.. Из вышеуказанного постановления следователя усматривается, что Кочельманов Ф.Х. 25 декабря 2002 года был освобожден из ИВС Дагогнинского ГОВД.

За время незаконного содержания под стражей, уголовного преследования, его чести и досто­инству причинен непоправимый ущерб в связи с ограничением свободы передвижения. Он испытывал сильные нравственные страдания, изменилось отношение к нему родственников, друзей.

С учетом характера нравственных страданий, а также негативного отношения к нему близких и родственников, просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель УФК по РД . просит отменить решение суда как необоснованное.

В обоснование жалобы указывается, что размер компенсации морального вреда в 50 000 рублей носит завышенный характер и не отвечает требованиям разумности и справедливости, а также степени его доказанности по материалам дела.

Судом при рассмотрении дела не были учтены в полной мере критерии при определении размеров компенсации морального вреда, установленные ст. ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса РФ. Судом не дана правильная оценка степени причиненного истцу морального вреда, связанного с его индивидуальными особенностями.

В кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения Дагогнинского городского суда от <дата>, считая, что данное решение незаконным, поскольку взысканная сумма в размере 50000 рублей явно занижена и не оценена с учетом фактических обстоятельств дела, его индивидуальных особенностей, степени причинения ему нравственных страданий и соответствует принципу разумности и справедливости.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста возмещается за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Как усматривается из материалов дела, <дата> был задержан в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 «б» ст. 158 УК РФ, <дата> был освобожден из ИВС Дагогнинского ГОВД.

Постановлением о прекращении уголовного преследования от <дата> уголовное преследование в отношении обвиняемого прекращено по предъявленному обвинению за отсутствием в его действиях состава преступления.

Таким образом, в отношении в течение длительного времени совершались незаконные действия, а именно два дня он находился под стражей и 04 месяцев и пять дней в отношении него велось уголовное дело.

Суд правильно и обоснованно, по мнению судебной коллегии, сделал вывод, что незаконным привлечением к уголовной ответственности причинен моральный вред, который подлежит возмещению в денежной форме.

В тоже время, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы представителя УФК по РД о том, что судом первой инстанции при определении размера компенсации морального вреда не было учтено, что истец находился под стражей всего два дня, в дальнейшем не был ограничен в свободе передвижения, а также, что судом не установлен характер нравственных и физических страданий, полученных истцом.

Исходя из вышесказанного и соблюдая требования ст. 1101 ГК РФ о принципах разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к мнению о снижении суммы с 50 000 рублей до 20000 рублей.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Федерального суда <адрес> от <дата> изменить, снизив размер компенсации морального вреда с 50000 рублей до 20000 рублей.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200