Судья Магомедов Н.Г. Дело № 33-2890/2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Махачкала 26 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Августиной И.Д., судей Магамедова Ш.М., Ибрагимова С.Р. при секретаре Гаруновой И.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» Цунтинского района – адвоката Газимагомедова З.М. на решение Тляратинского районного суда РД от 15 августа 2011 года, которым постановлено: Признать противоречащим действующему законодательству решение Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» №11 (26) от 30.12.2010г. «О бюджете МО «Бежтинский участок» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы» в части, предусматривающей финансирование и содержание за счет средств местного бюджета учреждений культуры, как то: фольклорного народного коллектива «Бежта» и двух библиотек (ЦБС и детской) при управлении культуры МО «Бежтинский участок». В удовлетворении остальной части иска отказать. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения представителя Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» Цунтинского района – адвоката Газимагомедова З.М., просившего решение суда отменить, прокурора Цунтинского района Пахрудинова Р.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Цунтинского района обратился в суд с иском к Собранию депутатов МО «Бежтинский участок» Цунтинского района о признании решения Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» №11 (26) от 30.12.2010г. «О бюджете МО «Бежтинский участок» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы» незаконным в части. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РД от 04.05.2006г. №69 рекомендуемая численность работников местного самоуправления (предельная штатная численность) предусматривает 41,5 единиц. В нарушение данного постановления без определения источника Законом РД от 08.12.2006г. №65 определена методика расчета и предоставления субвенции бюджетам муниципальных районов из республиканского Фонда компенсации на предоставление финансовой поддержки поселениям. Общая сумма выделенных дотаций составила 15 315 000 рублей. Общая сумма не распределенных субвенций составила по МО «село Бежта», «сельский совет Качалайский» – 1505 001 рублей, тогда как по МО «село Тлядал» «сельсовет Хашарохта» и «сельский совет Гунзибский» увеличена на 1513 221 рублей. В нарушение предоставленных муниципальным образованиям бюджетных полномочий по утвержденным на 2010 и 2011 годам бюджетам района руководством МО «Бежтинский участок» в штаты органов местного самоуправления введены (содержатся) дополнительные сверхштатные сверхнормативные единицы, приобретен и содержится сверхлимитный служебный легковой автотранспорт, что привело к значительным дополнительным расходам, не предусмотренных бюджетом, и нецелевому использованию бюджетных средств; Создание централизованных систем, объединяющих услуги культуры межпоселенческого характера, должно сопровождаться заключением соглашений между поселениями и муниципальным районом о делегировании полномочий и совместном пользовании имуществом. В нарушение требований ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которым полномочия по вопросам местного значения, в том числе по культуре, переданы органам местного самоуправления поселений, решением Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» принят бюджет, в котором на культуру предусмотрено – 5 222 000 рублей. Не предусмотрены в принятом бюджете расходы (денежные средства) на исполнение судебных решений, что противоречит нормам закона и Бюджетному кодексу РФ. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» Цунтинского района – адвокат Газимагомедов З.М. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Суд не дал надлежащей оценки заключению Минфина РД от 29.06.2011 г за №05-10/10. Определением суда от 25.05.2011 года по ходатайству прокурора Цунтинского района была назначена документальная проверка бюджета МО «Бежтинский участок». Министерством финансов РД проведена проверка бюджета администрации МО «Бежтинский участок». Давая ответ и оценку 4-вопросу, Минфин РД посчитал, что решение МО «Бежтинский участок» о создании фольклорного ансамбля и библиотек соответствует действующему законодательству. При принятии решения судом первой инстанции также неверно истолкованы заслушанные в ходе судебного заседания показания лиц и свидетелей, в частности начальника управления культуры МО «Бежтинский участок» Курбановой Д., которая показала, что при администрации МО «Село Бежта» художественных коллективов с одноименным названием «Бежта» нет, и не может быть. На основании распоряжения №63-У от 27.11.2007 года при управлении культуры создан в обновленном варианте фольклорный народный ансамбль «Бежта» в составе 7 человек с 01.01 2008 года. Данное название подтверждено «Свидетельством» от 20.10.2008 года, выданным Министерством культуры РД. Прокуратурой района не представлено ни одного документа, подтверждающего создание при администрации МО «Село Бежта» ансамбля под названием «Бежта». Администрацией МО «Бежтинский участок» постановлением №53-У от 03.07.2006 года при МО «Село Бежта» открыт только центр культуры и досуга. В возражении на кассационную жалобу и.о. прокурора Цунтинского района РД Исмаилов Р.И. просит в удовлетворении кассационной жалобы представителя ответчика отказать, оставив решение суда без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части. Из дела видно, что решением Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» принят бюджет МО «Бежтинский участок» на 2011 год, в соответствии с которым распределены расходы местного бюджета по ведомственной квалификации расходов бюджетов РФ, в том числе на управление культуры 5 222 000 рублей: из них на народный коллектив – 1 179 000 рублей, центральную библиотеку – 3 457 000 рублей. Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным решение Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» в части финансирования и содержания при управлении культуры МО «Бежтинский участок» центральной и детской библиотек и фольклорного народного коллектива «Бежта», суд руководствовался ст.ст. 14, 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Между тем, судом неверно истолкованы указанные нормы материального права. В соответствии с п.п.11, 12, 13.1 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении. К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п.п. 19, 19.1, 19.2 ч. 1 ст. 15 данного закона относятся: организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района. Аналогичные нормы содержит и Закон РД от 29.12.2004 года № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». Признавая финансирование и содержание за счет средств местного бюджета центральной и детской библиотек и фольклорного народного коллектива «Бежта» незаконным, суд исходил из того, что согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» механизмом, обеспечивающим создание межпоселенческих объединений, служит делегирование поселением части своих полномочий, которое должно сопровождаться заключением соглашений между поселением и муниципальным районом. Между тем, судом не учтено, что органы местного самоуправления муниципального района могут создавать в своей структуре организации культуры с полномочиями решения межпоселенческих вопросов в сфере культуры не только путем делегирования поселением полномочий в этой сфере, а в соответствии с законом. Так, согласно ст. 20 ФЗ от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной районной библиотеки. Органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других). Таким образом, для правильного определения из бюджета какого уровня должна финансироваться библиотека, необходимо определить ее статус – районный или межпоселенческий, на основании чего решить вопрос о законности решения Собрания депутатов МО «Бежтинский участок» от 30.12.2010 года в части финансирования двух библиотек. При допущенных нарушениях решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, и в соответствии с законом разрешить заявленные исковые требования. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Тляратинского районного суда РД от 15 августа 2011 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Цунтинского района отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части то же решение суда оставить без изменения. Председательствующий Судьи:
финансирования главой МО «Бежтинский участок» введены дополнительно 52,5 штатные единицы;