спор о праве на землю




Судья Хамавов Р.Ш.

Дело № 33-329/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 09 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Мамаева И.М., судей Августиной И.Д., Магадовой А.В.

при секретаре Гирилович С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Рамазанова М.Я. на решение Хасавюртовского районного суда от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Рамазанова М.Я. к Джигерханову А.П., Хасавюртовскому межрайонному отделу Управления Росреестра по РД, МУ «Хасавюртовский райземхоз» и третьему лицу, МО «Село Куруш» о признании акта предварительного согласования земельного участка и схематического чертежа недействительными, признании незаконными действий должностных лиц Хасавюртовского МРО Управления Росреестра по РД и МУ «Райземхоз» отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения представителя Рамазанова М.Я. адвоката Юсупова М.А., просившего решение суда отменить, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Рамазанов М.Я. обратился в суд с иском к Джигерханову А.П., Хасавюртовскому межрайонному отделу Управления Росреестра по РД, МУ «Хасавюртовский райземхоз», МО «Село Куруш» о признании акта предварительного согласования земельного участка и схематического чертежа недействительными, признании незаконными действий должностных лиц Хасавюртовского МРО Управления Росреестра по РД и МУ «Райземхоз» и приостановлении исполнения реализации заявления о выделении земельного участка, ссылаясь на то, что в <адрес> ему выделен земельный участок площадью 0,12 га, который им огорожен, на участке возведено домостроение. На этом же месте Джигерханову А.П. распоряжением главы администрации МО «Хасавюртовский район» выделен земельный участок площадью 0,10 га для ведения личного подсобного хозяйства. Вопрос о выделении земельного участка Джигерханову А.П. не согласован с администрацией МО «С.Куруш», с соседями. Часть отводимого земельного участка накладывается на территорию земельного участка истца; в этом месте нет свободного земельного участка площадью 0,10 га.; объекты, расположенные на земельном участке истца, неправильно отражены в акте предварительного согласования, что препятствует истцу рациональному использованию земельного участка. На спорном земельном участке проходит линия электропередач и дренажная канава для отвода сточных и дождевых вод, чем нарушаются требования градостроительных регламентов.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Рамазанов М.Я. и его представитель по доверенности Юсупов М.Х. просят отменить решение суда, как вынесенное с нарушением материального и процессуального права, без определения обстоятельств, имеющих значение по делу.

Полагают, что не соответствует действительности и противоречит материалам дела довод суда, что оспариваемые акты и схематический чертеж прав и интересов Рамазанова М.Я. не нарушают. Предметом судебного разбирательства является спор о границах земельного участка, в акте и схематическом чертеже ответчика Джигерханова А.П. отмечена принадлежащая истцу площадь земельного участка, равная - длиной 60 м., шириной-2м, то есть - 120 кв.м.

При выездном судебном заседании акт выхода на место расположения земельного участка истцом не подписан, так в акте нет измерений; на данном месте имеется улица с уже сложившими границами: ширина улицы равна 6 м., не указана точка отчета, от которой идут измерения, не указаны границы земельного участка истца.

Схематический чертеж и все измерения при выездном судебном заседании составлены заинтересованными лицами: инспектором МУ «Райземхоз» Шамсудиновым Р. и Джигерхановым П., оба являются участниками процесса; Ходатайства о произведении измерений независимыми, лицами, а также с учетом ранее составленных схем и чертежей на данном участке, суд не принял во внимание, проигнорировал.

Из представленных суду на обозрение двух схем на земельный участок видно, что на первой схеме длина спорного участка указана 69 м., ширина -30м.; на второй схеме длина участка-60м., а ширина
указана - 33 м. Суду необходимо было устранить эти противоречия.

При составлении оспариваемых документов на имя Джигерханова А.П. грубо нарушены требования следующих федеральных нормативных актов:

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года за № 160 «О
порядке утверждения охранных зон объектов электросетевого хозяйства и
особых условиях использования земельных участков, расположенных в
границах таких зон».

Постановление Правительства РД от 22.10.2010 г. № 14 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования», в силу которых для ВЛ устанавливаются охранные зоны: участки земли и пространства вдоль ВЛ, на расстоянии 2 м., для ВЛ напряжением до 1 кВ. Указанные нормы установлены независимо от того, является ли ЛЭП высоковольтной или низкого напряжения.

Расстояние от края коллектора до границ старого гаража является земельным участком общего пользования, этот участок необходим для экскаватора для очистки канавы и поэтому этот участок никак не может быть включен в схему и чертеж для выделения земельного участка Джигерханову А. для ведения подсобного хозяйства.

На оспариваемых чертеже и схеме не указаны границы «красной линии», границ соседних строений, нет линии раздела земельного участка.

Земельный участок вплотную приближен к земельному участку истца, чем нарушены противопожарные требования. К участку нет доступа службы по обслуживанию ЛЭП, санитарных служб.

Указанные документы составлены без подготовки проекта границ земельного участка и установления его границ на местности, а именно проект границ земельных документов включает в себя :

- пояснительную записку, проектный план, ведомости вычисления площадей земельных участков, образованных в результате установления или изменения (упорядочения ) границ.

-экспликацию вновь образованных земельных участков (их частей)-акт согласования проектных границ, сведения об обретениях и ограничениях в использовании земельных участков, информацию о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.,

Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельных участков.

Земельный участок не мог быть выделен гр-ну Джигерханову А.П. администрацией МО «Хасавюртовский район», т.к. эти земли относятся к землям МО «С.Куруш».

Право распоряжения земельным фондом предоставлено согласно Устава МО « Хасавюртовский район» только главе МО Салавову Д.Ш.

Заявление Джигерханова А.П. от 27.05.2010 г. не подписано главой МО
«с. Куруш», данное заявление также не зарегистрировано в администрации
МО «с.Куруш».

В силу ст. 11 ЗК РФ только органами местного самоуправления ( МО «с.Куруш») осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, следовательно, распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности МО «с. Куруш», без согласия и разрешения органов местного самоуправления является незаконным, и потому вышеуказанные документы подлежит признанию незаконными.

В возражении на кассационную жалобу Джигерханов А.П. просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований Рамазанова М.Я., посчитав установленным, что оспариваемые документы носят предварительный характер в рамках согласительной процедуры по формированию земельного участка, его границ, проведению торгов (конкурса, аукциона), никаких обременений на земельный участок не налагают и субъективные права истца не нарушают.

С указанными выводами суда нельзя согласиться, поскольку они основаны на неполном исследовании имеющих значение по делу обстоятельств, и сделаны в результате неправильного применения норм материального права.

Из материалов дела следует, что Джигерханов А.П. обратился с заявлением на имя Главы администрации МО «Хасавюртовский район» о предоставлении ему земельного участка площадью 1000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома из земель населенного пункта администрации селения Куруш в собственность ( л.д.16).

На основании данного заявления комиссией в составе 1 зам. Главы МО «Хасавюртовский район», начальника межрайонного ТУ № 19 по Хасавюртовскому району Управления Роснедвижимости, главного архитектора Хасавюртовского района, руководителя МУ «Райземхоз» составлен акт предварительного согласования земельного участка с приложением схематического чертежа ( л.д.17-18).

Указанным документам судом не дана оценка, цель землепользования, для которой испрашивает Джигерханов А.П. земельный участок, не уточнена, что имеет правовое значение по делу.

Земельный кодекс РФ разграничивает порядок предоставления земельных участков в зависимости от цели землепользования.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен в ст.ст. 30-32 ЗК РФ.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством регламентируется ст. 34 ЗК РФ.

В заявлении Джигерханова А.П. указаны две цели землепользования: для ведения личного подсобного хозяйства и для строительства жилого дома.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2.Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3.В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю

4.Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

4. предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и11 настоящего Кодекса.

Указанные нормы материального права, подлежащие применению при разрешении заявленных требований, суд не применил, юридически значимые обстоятельства по делу не определил и не исследовал их в судебном заседании, ограничившись ссылкой на то, что оспариваемые истцом документы каких-либо обременений для истца не создают, с чем нельзя согласиться.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из акта предварительного согласования земельного участка от 20.07.2010 г. следует, что комиссией произведен предварительный выбор земельного участка по заявлению гражданина Джегерханова А., согласно прилагаемого схематического чертежа ( л.д.17-18).

Доводы истца относительно того, что указанные документы не отвечают предъявляемым требованиям, границы земельного участка с ним, как владельцем граничащего с испрашиваемым земельным участком, не согласованы, границы земельного участка на схеме не определены с привязкой к местности, часть испрашиваемого земельного участка находится на его территории, Джигерханову А. предоставляется земельный участок, на котором находится дренажная система, что отрицательно скажется на состоянии земельного участка истца и другие, судом не проверены.

Оспариваемые истцом документы являются частью работ по формированию земельного участка и основанием для последующего оформления права гражданина на земельный участок, в связи с чем суду надлежало тщательно проверить доводы истца о нарушении его прав в результате предварительного согласования места размещения земельного участка по заявлению Джигерханова А.

Заслуживают внимания доводы кассационной жалобы относительно необходимости привлечения к делу в качестве специалистов незаинтересованных лиц.

Ввиду изложенного решение суда подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом требований ст. 12 ГПК РФ создать условия для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств, имеющих значение по делу, и на основании представленных сторонами доказательств и закона разрешить возникший земельный спор.

Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Хасавюртовского районного суда от 16 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200