о восстановлении на работе



Судья Джалалов Д.А.

Дело № 33-611/ 2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 25 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Августиной И.Д., судей Биремовой А.А., Гомленко Н.К. при секретаре Гаджиалиеве И.Р.

с участием прокурора Багамаева А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя МВД РД по доверенности Таимова О.М.

на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 августа 2010г., которым постановлено:

Иск Курбанисмаилова А.А. удовлетворить.

Приказ МВД по РД за № 539 л/с от 20.07.2010 г. об увольнении Курбанисмаилова А.А. из органов внутренних дел признать незаконным.

Восстановить Курбанисмаилова А.А. в должности старшего государственного инспектора по особым поручениям отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД при МВД по РД с 20 июля 2010 года.

Обязать МВД по РД выплатить Курбанисмаилову А.А. заработную плату за время вынужденного прогула, т.е. с 20 июля 2010 года по день вынесения решения суда.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Августиной И.Д., выслушав объяснения представителя МВД РД Таимова О.М., просившего решение суда отменить, объяснения истца Курбанисмаилова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора об отмене решения суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Курбанисмаилов А.А. обратился в суд с иском к МВД РД о восстановлении на работе в должности старшего государственного инспектора по особым поручениям отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД при МВД по РД с 20 июля 2010 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования тем, что приказом МВД РД за № 539 л/с от 20.07.2010 г. он был незаконно уволен из органов внутренних дел по достижении предельного возраста, по п. «б» ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции».

С данным приказом не согласен, поскольку нарушено его конституционное право на труд. Он ежегодно проходит медицинские освидетельствования, признан годным к военной службе.

По месту работы в Управлении ГИБДД МВД по РД он успешно справляется с возложенными должностными обязанностями, пользуется авторитетом и уважением среди сослуживцев. Кроме основных обязанностей на него возложены обязанности куратора федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», по которой он организует реализацию плановых мероприятий, взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами, готовит отчеты о проделанной работе по кварталам. Также на него возложены обязанности юрисконсульта Управления ГИБДД при МВД по РД, в рамках которых он обеспечивает взаимодействие со службой судебных приставов-исполнителей по взысканию штрафов, налоговыми органами по контролю за уплатой налога с владельцев транспортных средств, защищает интересы Управления ГИБДД при МВД по РД в судах.

Увольнение по инициативе работодателя без согласия работника без указания причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, не соответствует Конституции РФ. Норма об увольнении по достижении предельного возраста, по существу, является гарантией прав сотрудника внутренних дел на продолжение службы в случае его пригодности по состоянию здоровья и добросовестного исполнения в прошлом своих обязанностей. Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 мая 1997 года № 68-О следует, что по достижении предельного возраста сотрудник может быть уволен с учетом вышеизложенных обстоятельств. Судебная практика также исходит из недопустимости произвольного увольнения сотрудника по достижении предельного возраста, без объяснения причин.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель МВД РД по доверенности Таимов О.М. просит отменить решение суда и отказать в иске по тем основаниям, что истец обоснованно был уволен с работы по достижении предельного возраста службы.

Курбанисмаилов А.А. имеет звание подполковник милиции.

В соответствии с п.2 ст. 50 Положения о службе в ОВД, сотрудникам в звании подполковника милиции установлен предельный возраст – 45 лет.

Согласно ст. 59 Положения о службе в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудника ОВД дает право начальнику, имеющему право назначения на должность этого сотрудника продлить срок службы до 5 лет, а в исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников ОВД из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Курбанисмаилову А.А. на день увольнения исполнилось 55 лет, т.е. максимально возможный возраст службы в ОВД, а дальнейшее продление службы в ОВД Положение6м не предусмотрено.

Порядок увольнения был соблюден, истец был предупрежден о предстоящем увольнении за 2 месяца до увольнения.

Конституционный Суд в определении от 08.07.1999 г. № 124-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л.М.Башиловой на нарушение конституционных прав п. «б» ч. 1 ст. 58 Положения, норма Положения, дающая право на продление срока службы в ОВД не является нормой льготой для сотрудника и не означает, что он сам решает вопрос продолжения службы, в свою очередь начальник не обязан ее применять, - ему предоставлено право оставить сотрудника.

Законодательное ограничение права сотрудника ОВД на службу сверх установленного предельного возраста не противоречит п.2 ст.1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия исключения или предпочтения а области труда и занятий, основанные на специфических (классификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальное звание до подполковника милиции включительно, установлены возрастные ограничения в 45 лет.

Сотрудники ОВД, достигшие предельного возраста, установленного настоящей статьей для службы в ОВД, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.

В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники ОВД в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.

В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет.

Судом установлено, что Курбанисмаилов А.А. состоит в звании подполковника милиции, достиг 55-летнего возраста, срок оставления на службе ему неоднократно продлевался.

Суд восстановил истца Курбанисмаилова А.А. на работе в органах внутренних дел, установив, что истец не имеет медицинских противопоказаний, положительно характеризуется по месту службы, имеется ходатайство начальника УГИБДД МВД по РД о продлении Курбанисмаилову А.А. срока службы.

Суд также принял во внимание, что ни в представлении к увольнению, ни в приказе об увольнении Курбанисмаилова А.А. не указаны причины невозможности оставления истца на службе в органах внутренних дел.

Напротив, в представлении к увольнению Курбанисмаилова А.А. из органов внутренних дел указано, что он годен к военной службе, отлично характеризуется по службе (л.д.15-16). Из личного дела Курбанисмаилова А.А. следует, что действующих дисциплинарных взысканий он не имеет ( л.д.17-28).

С доводами кассационной жалобы относительно того, что увольнение истца произведено с соблюдением установленного порядка; продление срока службы сверх установленных сроков службы при повторном продлении срока службы до 10 лет недопустимо, нельзя согласиться.

Статья 59 Положения о службе в органах внутренних дел не содержит запрета на продление срока службы после повторного продления сотруднику ОВД срока службы в органах внутренних дел.

По смыслу статьи 59 указанного Положения, в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний дальнейшее продление срока службы законом не запрещено.

Такие обстоятельства, дающие основания для продления срока службы Курбанисмаилову А.А., судом установлены.

Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.

Принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования прохождения государственной службы устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными и соответствуют конституционно значимым целям. Установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

В то же время увольнение сотрудника органа внутренних дел в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе без его согласия и без обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть проверены судом, не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.

Ответчиком не приведены мотивы невозможности оставления истца на службе сверх установленных возрастных ограничений.

Из справки ВВК на л.д.12 усматривается, что Курбанисмаилов А.А. годен к военной службе.

Из рапорта Курбанисмаилова А.А. на имя Министра внутренних дел РД о продлении срока службы следует, что начальник УГИБДД МВД по РД Громов В.А. был согласен на продление срока службы Курбанисмаилову А.А.; в представлении к увольнению Курбанисмаилова А.А. дана отличная характеристика его работе, и не указаны мотивы невозможности продления срока службы ( л.д.15-16).

Не может быть принята во внимание ссылка в кассационной жалобе на определение Конституционного суда от 08.07.1999 г. № 124-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л.М. Башиловой на нарушение конституционных прав п. «б» ч.1 ст. 58 Положения».

Право начальника ОВД на продление срока службы сотруднику ОВД не исключает возможности судебного контроля обоснованности увольнения сотрудника по этому основанию.

Согласно абз. 4 пункта 2 указанного Определения Конституционного Суда РФ, исследование и установление фактических обстоятельств, с которыми связано разрешение вопроса о продлении срока службы, входит в компетенцию соответствующего начальника органа внутренних дел и судов общей юрисдикции.

Ввиду изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200