О предоставлении вне очереди жилого помещения



Судья <.>

Дело № 33-3128-2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2011 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Мустафаевой З.К. и Загирова Н.В.

при секретаре судебного заседания Алиеве А.Х.

рассмотрела в судебном заседании от 21 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Усманова М.Ч. – представителя Правительства РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Расулова А.Б.- представителя администрации города Махачкалы, полагавшего решение суда правильным, Даитбекова М.С. - представителя Абакаровой П.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

обратилась в суд с иском к администрации ГО «город Махачкала» о предоставлении ее семье жилого помещения вне очереди как семье погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.

В обоснование своих требований она указала, что ее сын был призван на срочную военную службу 31 мая 1998 года и погиб 26 января 2000 года при исполнении обязанностей военной службы, о чем имеется извещение командира войсковой части от 20 июля 2000 года .

Ее семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем она принята на учет для получения жилья в администрации ГО «город Махачкала», однако, как это следует из писем администрации МО ГО «город Махачкала» № ОЖ-31 от 1 февраля 2008 года и отдела по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади администрации г. Махачкалы № 10-1132 от 31 мая 2010 года, а также постановления главы города Махачкалы № 2411 от 4 октября 2007 года, жилищной комиссией администрации ГО «город Махачкала» от 1 октября 2007 года она принята на учет для получения жилья по договору социального найма на общих основаниях, тогда как на основании пункта 1 постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей» ее семья как семья погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего имеет право на внеочередное получение жилья, ее обращения по поводу незаконности указанного решения администрации г. Махачкалы оставлены без надлежащего реагирования.

Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 7 июня 2011 года надлежащим ответчиком по делу признано Правительство РД, которое этим определением привлечено к участию в деле.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 17 августа 2011 года исковые требования Абакаровой П.И. удовлетворены, на Правительство РД возложена обязанность предоставить Абакаровой П. с учетом состава семьи по месту ее жительства в г. Махачкале жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по г. Махачкале.

В кассационной жалобе представителя Правительства РД ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что принимая решение о возложении на Правительство РД обязанности предоставить Абакаровой П.И. жилого помещения, суд не принял во внимание, что согласно названному постановлению Правительства РФ поручение о предоставлении жилья таким категориям семей дано Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, Правительство не является органом исполнительной власти, а является высшим исполнительным органом государственной власти, т.е. не относится к категории органов исполнительной власти, в связи с чем Правительство РД не может быть надлежащим ответчиком по делу, суд неправильно сослался на приказ Министра обороны РФ от 26 января 2000 года № 44, поскольку приказом органов военного управления не могут быть на высшие исполнительные органы государственной власти возложены обязанности по предоставлению жилья семьям погибших военнослужащих.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным этим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 этой статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категории граждан, предоставление жилых помещений по договорам социального найма которым возложены на органы местного самоуправления, указаны в статье 51 ЖК РФ.

Согласно этой норме закона члены семьи погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих органами местного самоуправления могут быть приняты на учет и обеспечены жилыми помещениями на общих основаниях в порядке очередности.

Перечень граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений за счет жилищного фонда социального найма органа местного самоуправления, предусмотрен статьей 57 ЖК РФ.

Однако, семьи погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих в этот перечень не включены.

Поэтому, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ответчиком по делу по требованиям Абакаровой П.И. о внеочередном предоставлении жилых помещений органы местного самоуправления, т.е. администрация г. Махачкалы не может быть.

Суд посчитал, что обязанности по внеочередному обеспечению семьи Абакаровой П.И. жилым помещением должны быть возложены на Правительство Республики Дагестан.

В обоснование этого вывода суд сослался на пункт 1 постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей» и пункт 1 постановления Правительства РФ от 28 октября 1999 года № 1197-68, которыми Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Суд также сослался и на приказ Министерства обороны РФ Приказ Министра обороны РФ от 26 января 2000 года № 44 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей», которым постановлено предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются в установленном порядке.

Однако, суд неправильно истолковал вышеуказанное постановление Правительства РФ № 936 от 25 августа 1999 года, поскольку он применил его в отрыве от других нормативных актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих полномочия органов субъектов РФ по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Согласно статье 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Социальные гарантии и компенсации для членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», в частности, статьей 21 этого закона.

Меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации, соответственно, подлежат обеспечению федеральными органами власти за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона).

То обстоятельство, что Ахмедов М.А. являлся военнослужащим срочной службы, погиб при исполнении обязанностей военной службы, а также то, что Абакарова П.И. и члены ее семьи относятся к членам семьи погибшего военнослужащего Ахмедова М.А. по делу никем не оспаривается.

Согласно статьям 26.20 и 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия федеральных органов могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за осуществление полномочий, переданных им, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.

Соответственно, для привлечения Правительства РД в качестве ответчика по требованиям Абакаровой П.И. о внеочередном предоставлении жилых помещений суду следовало выяснить выделение соответствующих субвенций на эти цели и документальное подтверждение этому.

Суд этого не выяснил, без чего он не мог определить Правительство РД в качестве ответчика по делу.

При этом суд не учел, что вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 936 от 25 августа 1999 года (пункт 2) Министерству финансов Российской Федерации было поручено определить источники финансирования мероприятий, установленных этим Постановлением.

Суд не учел это положение постановления и не выяснил, определены ли Министерством финансов Российской Федерации источники финансирования мероприятий, предусмотренных этим постановлением, в том числе и по предоставлению жилых помещений во внеочередном порядке семьям погибших военнослужащих.

Между тем, Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (пункты 10 и 16) предусмотрено, что семьям погибших (пропавших без вести) сотрудников и военнослужащих из числа указанных в пункте 1 этого Постановления (т.е. проходивших службу на территории Северо-Кавказского региона), нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются во внеочередном порядке жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с осуществлением этих мероприятий за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена служба (военная служба).

Соответственно, суду следовало определить и привлечь к участию в деле в качестве ответчика соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена служба (военная служба) и проходил военную службу погибший Ахмедов М.А.

Однако, суд этого не сделал, не определил правильно ответчика по делу, обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения Абакаровой П.И.- члену семьи погибшего при выполнении обязанностей военной службе в период проведения контртеррористической операции в 1999-2000 годах на Правительство РД возложил без учета приведенных норм права, что влечет отмену решения суда.

При новом рассмотрении дела, суду надлежит учесть изложенное, правильно определить и привлечь к участию в деле ответчика и рассмотреть дело на основании закона и с его участием.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 августа 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200