Об устранении прпятствий в пользовании земельным участком



Судья <.>

Дело № 33-3145-2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2011 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Галимовой Р.С. и Мустафаевой З.К.

при секретаре судебного заседания Магомедовой З.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 28 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Макарова Г.М.

на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Османова О.С. и его представителя Иджиева А.М., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обратился в суд с иском к об устранении препятствий в пользовании земельным участком в МКР-3 <адрес> и возложении на ответчика обязанности снести за свой счет возведенный им на указанном земельном участке самовольно дом.

В обоснование своих требований он указал, что постановлением главы администрации г. Махачкалы № 5 от 04 января 1994 года утверждено решение сессии Таркинского поселкового Совета о распределении земельных участков в МКР <адрес>, которым ему предоставлен земельный участок площадью 0.10 га в <адрес>, этот участок был ему отведен на местности, он освоил данный участок, сформировал землеустроительное дело, получил кадастровый паспорт и 17 сентября 2007 года получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок, однако, ответчик в 2007 году занял и огородил часть его земельного участка, насыпал туда песок, выгрузил строительные материалы, на его требования не реагирует, участок не освобождает, в связи с этим он обратился в мировой суд судебного участка № 6 Кировского района г. Махачкалы, решением которого от 22 июля 2008 года удовлетворены его требования об устранении указанных препятствий в пользовании земельным участком, однако, до исполнения этого решения ответчик, несмотря на его предупреждения, возвел на участке капитальный дом.

Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 сентября 2011 года исковые требования Османова О.С. удовлетворены, на Макарова Г.М. возложена обязанность устранить препятствия в пользовании Османовым О.С. земельным участком в МКР-3 <адрес>, а также снести за свой счет возведенное на земельном участке строение.

В кассационной жалобе Макарова Г.М. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не учел его доводы о том, что земельный участок был предоставлен ему Махачкалинским ОПХ ДНИИСХ еще в 1981 году, на участок, а также на возведенный на нем дом ему выдан кадастровый паспорт, он в течение 20 лет пользовался земельным участком, является владельцем дома, выделением участка Османову О.С. нарушены его права, этот участок не мог быть передан Османову О.С., поскольку он был огорожен с 1981 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Порядок предоставления земельных участков и возникновения прав на них в 1994 году регулировался законом РД «О земле» 1991 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДССР от 23 января 1992 года № 07-5-4 «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статьям 14 и 15 Закона РД «О земле» от 1991 года, действовавшего с 1991 года до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и приведенным выше нормативным актам в их совокупности предоставление земель в 1994 года и до 29 октября 2001 года производилось путем отвода участка и установления границ земельного участка на местности, т.е. путем проведения специальных землеустроительных работ.

Согласно статьям 113 и 114 Земельного кодекса РСФСР, который действовал с 1991 года до 29 октября 2001 года, землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, составления проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований, перенесения проектов в натуру (на местность), отвода земельных участков в натуре, оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с Положением о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» (пункты 6, 8, 10, 14), данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, проведении землеустройства, сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, а владение, пользование и аренду участков после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.

Согласно статье 14 Закона РД «О земле», действовавшего с 1991 года до 29 октября 2001 года, приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется Государственным актом, который регистрируется и выдается соответствующим Советом народных депутатов.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено постановлением Совета Министров ДССР от 8 января 1992 года № 1 «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Пунктами 9.1 и 9. 2 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (на практике- акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет установить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до 29 октября 2001 года должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

В соответствии постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» и разработанными в соответствии с этими нормативными актами Роскомземом «Методическими указаниями о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость», которые были направлены уполномоченным органам письмом Роскомзема от 31 августа 1994 года N 2-14/1316 «О государственном земельном кадастре и регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость» на всей территории РФ велся государственный земельный кадастр, в котором осуществлялись регистрация прав на земельные участки, на основании этого кадастра оформлялись документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, позволяющие обеспечить защиту прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, при этом каждому предоставленному в собственность, владение, пользование гражданину или юридическому лицу земельному участку присваивался индивидуальный кадастровый номер - уникальный номер, который сохраняется за участком до тех пор, пока он существует как единое целое. Уникальность этого кадастрового номера заключается в том, что исходя из этого номера наряду с другими сведениями определялись размеры и местоположение участка и на территории РФ не может быть двух участков, имеющих одинаковые кадастровые номера.

Согласно статьям 1 и 18 действовавшего до 17 мая 2008 года Федерального закона «О государственном земельном кадастре» (т.е. действовавшего до получения указанного кадастрового паспорта) и статье 5 ныне действующего Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер является неповторяющимся во времени и на территории РФ государственным учетным номером, описывающим и индивидуализирующим в Едином государственном реестре земельные участки, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки, как и на всякое недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном этим законом.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Махачкалы от 4 января 1994 года № 5, которым утверждено решение Таркинского поселкового Совета народных депутатов о распределении земельных участков, Османову О.С. предоставлен земельный участок площадью 0.10 га в <адрес> <адрес>.

На основании этого постановления ему 23 ноября 1994 года выдано свидетельство за № 721 о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком.

На основании этого постановления и свидетельства произведен вынос в натуре границ земельного участка, о чем Османову О.С. выдан акт выноса в натуру границ земельного участка с приложением к нему схемы места расположения отведенного ему участка.

Османовым О.С. произведен кадастровый учет земельного участка и ему 6 августа 2007 года выдан кадастровый паспорт с присвоением его земельному участку кадастрового номера .

На основании перечисленных документов произведена государственная регистрация права собственности Османова О.С., о чем ему выдано свидетельство серии от 17 сентября 2007 года.

Из этих обстоятельств следует, что Османов О.С. получил всю совокупность документов, предусмотренных перечисленными выше нормативными актами и подтверждающих его права на земельный участок в МКР <адрес>

Его права подтверждены также вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Махачкалы от 22 июля 2008 года.

В то же время ответчик Макаров Г.М. в подтверждение своих прав предоставил суду только кадастровый паспорт, согласно которому на земельном участке без кадастрового номера, расположенном на <адрес>, в 2011 году возведен дом. Других документов о своих правах на участок Макаров Г.М. суду не представил.

Между тем, приведенными выше нормативными актами кадастровый (или технический) паспорт не предусмотрен как правоустанавливающий и правоподтверждающий документ, в связи с чем он не может быть признан доказательством прав Макарова Г.М. на спорный земельный участок.

Согласно статье 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные этим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Отсюда следует, что такой паспорт мог быть выдан на основании государственного кадастра недвижимости, содержащего характеристики объекта недвижимости и сведения об этом объекте.

На основании и во исполнение этого закона Форма кадастрового паспорта утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 17 августа 2006 года № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества», зарегистрированным в Минюсте РФ 30 августа 2006 года за регистрационным номером 8182.

Этой формой предусмотрено, что в разделе 3 -«Сведения о правообладателях объекта» -сведения о правообладателях объекта индивидуального жилищного строительства заполняются с учетом имеющейся информации в ОТИ и представленных собственником (или его представителем) документов, при этом в графе 4 указывается право собственности или иные вещные права, а также реквизиты правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов. Эти реквизиты включают наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название учреждения, выдавшего документ.

Как следует из представленного Макаровым Г.М. кадастрового паспорта, он не выдан на основании государственного кадастра недвижимости (нет в этом паспорте какие-либо сведения о кадастровом учете земельного участка, либо сведения, отраженные в Едином государственном кадастре недвижимости, нет в нем какие-либо сведения о реквизитах правоустанавливающих, правоудостоверяющих (в том числе и решения органов власти о предоставлении земельного участка) документов (наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название учреждения, выдавшего документ).

Соответственно, Макарову Г.М. следовало предоставить суду документы, подтверждающие предоставление ему земельного участка.

Однако, им такие документы суду не предоставлены.

Поэтому, данный паспорт, не отвечающий элементарным требованиям законодательства, не может служить подтверждением прав Макарова ГШ.М. на спорный земельный участок.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Макаров Г.М. не имеет какие-либо права на земельный участок, строение им на этом участке возведено в нарушение закона и прав Османова О.С., в связи с чем суд на основании статьи 222 ГК РФ обосновано удовлетворил требования Османова О.С.

Кассационная жалоба Макарова Г.М. не содержит какие-либо доводы о правоустанавливающих документах о его правах на участок, а также доводы, опровергающие выводы суда.

Его доводы о том, что земельный участок ему был предоставлен в 1981 году Махачкалинским ОПХ ДАГНИИСХ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная организация не является органом, уполномоченным предоставлять земельные участки.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200