кассационное определение по делу по иску Гаджиева М.А. к Администрации Шамильского района о взыскании декнежных средств



Судья Магомедов И.М.

Дело № 33 – 369 – 2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД

в составе председательствующего Мамаева И.М.,

и судей Устаевой Н. Х. и Загирова Н.В.,

при секретаре Алиханове Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 16 февраля 2011 г. дело по кассационным жалобам сторон по делу на решение Шамильского районного суда от 24 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ответчика – администрации МО «Шамильский район» в пользу истца всего <.> (<.>) рублей, не выплаченную истцу доплата к государственной пенсии за период с ноября 2007 года по июнь 2009 год, а также проценты за пользование чужими денежными средствами согласно учетной ставки банковского процента в размере <.> (<.>) рублей и государственную пошлину в размере <.> (<.>) рублей, а также часть суммы в размере <.> ».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения адвоката Шарипова Х.Ш. и Гаджиева М.А., просивших решение суда отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гаджиев М.А. обратился в суд к Администрации Шамильского района с иском о взыскании в его пользу 246034 руб., мотивируя свои требования тем, что при увольнении с работы 22 февраля 2000 года в связи с выходом на государственную пенсию ему была установлена доплата с учетом стажа муниципального служащего продолжительностью 24 года 2 месяца и 13 дней в размере 80 процентов денежного содержания.

С 2003 года ему перестали выплачивать указанную доплату, сославшись на то, что размеры должностных окладов лиц, замещавших муниципальные должности, не увеличились.

Полагает, прекращение выплаты не основано на действующем законодательстве, поскольку Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан», утвержденное постановлением Правительства РД от 30 ноября 2000 года № 230 определяет порядок установления и выплаты указанной доплаты, механизм определения размера доплаты.

С учетом указанного порядка при денежном содержании начальника управления культуры в размере <.> рублей с учетом 80 процентов размер пенсии с доплатой на октябрь 2003 года должен составлять <.> руб. Ему же в октябре 2003 года недоплачено <.> рублей.

Он неоднократно обращался в Прокуратуру, Минтруда РД, в управление социальной защиты населения Шамильского района, однако на его обращения не реагировали.

Обращался в суд, также решения принимались об отказе в удовлетворении его требований.

Лишь 23 июня 2009 года его заявление к Администрации Шамильского района о признании незаконным постановления главы МО «Шамильский район» «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Гаджиеву М.А.» от <дата> и обязать главу МО «Шамильский район» отменить указанное постановление было удовлетворено с сохранением в силе решения администрации Шамильского района от <дата>.

Указанное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан 3 февраля 2010 года.

С учетом изложенного, просит взыскать в его пользу 246034 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Гаджиева М.А. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом неправильно определена сумма, подлежащая к взысканию, и неправильно применен срок исковой давности без учета его многочисленных обращений в государственные органы.

Судом также неправильно определен размер процентов за пользование чужими денежными средствами, считает неверным применение банковской ставки рефинансирования, а подлежал применению индекс роста потребительских цен.

В кассационной жалобе главы Администрации Шамильского района также ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что причиной невыплаты истцу доплаты было внесение изменений в закон о пенсионном обеспечении данной категории граждан.

Ни истцом, ни судом в последующем не учтены указанные изменения.

Суд также не учел то, что ранее судами принимались решения по данному вопросу (в 2004 и 2007 гг).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД 30 ноября 2000 г. № 230 предусматривалось, что при стаже муниципальной службы 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 80% месячного денежного содержания муниципального служащего.

С учетом указанных норм истцу в 2000 г. и была установлена доплата к пенсии.

Из вышеуказанного положения следует, что при изменении размера государственной пенсии или изменении должностного оклада по соответствующей должности размер доплаты к пенсии подлежал перерасчету.

Из механизма определения размера доплаты следует, что при увеличении размера государственной пенсии размер доплаты снижается.

Положение от 30 ноября 2000 г. № 230 утратило силу с 31 июля 2003 г. в связи с изданием постановления Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2004 г. № 42. Этим же постановлением администрациям районов и городов рекомендовано привести свои нормативные правовые акты по вопросам предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в РД в части пенсионного обеспечения в соответствие с законодательством Республики Дагестан.

Эта норма соответствует п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Как сообщили суду кассационной инстанции в Шамильском районе нормативного правового акта о порядке и условиях установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим не принят.

Между тем, ранее ст.18 ФЗ от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и ныне ст. 24 Закона РД от 11 марта 2008 г. № 9 «О муниципальной службе в Республике Дагестан» на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Ст.19 Закона РД «О государственной службе Республики Дагестан» с 25 июля 2003 г. была изложена в новой редакции.

В частности, ежемесячная доплата лицам, занимавшим государственные должности государственной службы РД, устанавливалась при наличии стажа государственной службы 15 лет. При этом, при стаже государственной службы 15 лет доплата устанавливалась в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45% среднемесячного денежного содержания государственного служащего РД.

Размер ежемесячной доплаты увеличивался на 3% среднемесячного денежного содержания государственного служащего РД за каждый полный год стажа государственной службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячные доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания государственного служащего РД.

Более того, размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен был превышать 1,8 должностного оклада.

Этим же законом в п.3 предусматривался перерасчет ранее назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности РД и должности в органах государственной власти и управления ДАССР, должности государственной службы РД.

При этом было установлено, что, если размер ежемесячной доплаты к пенсии при перерасчете в соответствии с новыми нормами уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии выплачивается в размере, установленном до вступления в силу настоящего закона.

С заявлением о признании противоречащими Конституции РФ указанной нормы в Конституционный Суд РФ обратился гражданин Шапиев А.Ш.

Отказывая в принятии к рассмотрению его жалобы 21 октября 2008 г., Конституционный Суд РФ указал, что при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к установленным государством пенсиям указанных лиц, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст.39 Конституции Российской Федерации.

Изложенным опровергаются доводы истца о том, что на него не распространяются внесенные в последующем изменения и размер доплаты к государственной пенсии.

Постановлением Правительства РД от 18 июля 2008 г. № 245 утверждены Правила индексации ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности РД и должности государственной гражданской службы РД.

Правилами предусматривается индексация доплаты к пенсии при централизованном повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности РД, и должностных окладов государственных гражданских служащих РД- на индекс их повышения, а при централизованном дифференцированном повышении денежного вознаграждения, должностных окладов- на средневзвешенный индекс повышения денежного вознаграждения, должностных окладов, утвержденный Правительством РД по предоставлению Минтруда РД совместно с Минфином РД;

При централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданских служащих - на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утвержденный в вышеизложенном порядке.

Однако, при индексации ежемесячной доплаты к пенсии в обоих случаях размер проиндексированного среднемесячного денежного содержания, из которого определяется размер доплаты к пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада, примененного при исчислении размера ежемесячной доплаты к пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию.

Законом РД от 11 октября 2010 г. №55 «О пенсии за выслугу лет лицам, должности государственной гражданской службы Республики Дагестан», распространяющийся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. также предусматривается, что условия предоставления права на пенсию лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в РД, за счет средств местных бюджетов определяется муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством и законом РД.

Кроме того, судом первой инстанции удовлетворены требования истца в части взыскания причитающейся ему суммы с учетом индексации на основании статьи 395 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Частью 3 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" положения статьи 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

В силу части 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.

Правоотношения Управления социальной защиты населения или администрации района с истцом не носят гражданско-правовой характер и возникли не в силу договорных отношений.

Кроме того, предусмотренные ст. 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Между тем, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами.

Судом первой инстанции указанные положения не учтены, выводы суда первой инстанции на законе не основаны, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду надлежит более полно исследовать доводы сторон по делу, правильно применить нормы материального права и принять по делу законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,

судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шамильского районного суда от 24 декабря 2010 года отменить, дело на новое рассмотрение направить в тот же суд.

Председательствующий: Мамаев И.М.

Судьи: Устаева Н.Х.

Загиров Н.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200