Судья Омаров А.А. Дело № 33 – 568 – 2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе председательствующего Мамаева И.М. и судей Устаевой Н. Х. и Загирова Н.В. при секретаре Алиханове Р.А. с участием прокурора отдела Прокуратуры РД Алиевой Ф.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 16 февраля 2011 г. дело по кассационным жалобам Магомедова И.С. и Абдулхаликова И.А. на решение Ботлихского районного суда от 14 декабря 2010 года, которым постановлено: «Признать результаты выборов главы муниципального образования «село Гакко» Цумадинского района недействительными. В удовлетворении заявления о признании незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования «село Гакко» Цумадинского района от <дата> об избрании главой муниципального образования Абдулхаликова И-Ш.А. о признании его избранным главой муниципального образования «село Гакко» Цумадинского района, жалобы Абдулхаликова и.-Ш.А. о признании незаконными протоколов участковой избирательной комиссии № об итогах голосования от <дата>, об обязании участковой избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального образования произвести повторный подсчет голосов, составить новый протокол об итогах голосования и о признании его избранным главой муниципального образования «село Гакко» Цумадинского района отказать». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителя Магомедова И.С. – адвоката Пашаевой М.С., просившей решение суда отменить и принять по делу новое решение об избрании его главой администрации, объяснения адвоката Дагирова М.Н. и Абдулхаликова И.А., просивших решение суда отменить и назначить провести повторный подсчет голосов избирателей, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Магомедов И.С. обратился в суд с заявлением о признании решения избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения «село Гакко» Цумадинского района от 24 октября 2010 года об избрании главой сельского поселения Абдулхаликова И-Ш.А. незаконным и признании его избранным главой сельского поселения, мотивируя свои требования следующим. Во втором туре выборов 24 октября 2010 года он был избран главой сельского поселения, выборы прошли спокойно без нарушений и замечаний. При всех наблюдателях, членах комиссии УИК и милиционерах председатель участковой избирательной комиссии Саадуев С.З. заполнил протокол об итогах голосования на выборах и объявил, что на выборах выиграл Магомедов И.С. и его поздравил. Копию протокола ему вручили на второй день. Однако, 27 октября 2010 года тот же Саадуев С.З. составил фиктивный протокол и решение о том, что на выборах выиграл Абдулхаликов И-Ш.А., привлекая к совершению этого преступления (подделке документов) и председателя МИК Абдулкеримова А.А. Поменяв фактические цифры об итогах голосования, председатель УИК Саадуев С.З. и Абдулхаликов И.А. обратились к председателю ТИК Цумадинского района Газиеву М., который сослался на наличие у него других документов о результатах выборов и не принял у них подложных документов. Однако, председатель МИК Абдулкеримов А.А. и председатель УИК Саадуев С.З. не выдают Магомедову И.С. удостоверение о том, что он является новым главой администрации с. Гакко. Абдулхаликов И-Ш.А. обратился в суд с жалобой на нарушение избирательных прав, ссылаясь на то, что в ходе выборов во втором туре голосования 24 октября 2010 года были допущены нарушения Закона № 50 от 6 июля 2009 года «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», выразившиеся в том, что в основной и дополнительный списки избирателей были внесены граждане, которые не зарегистрированы в с. Гакко, а зарегистрированы и проживают на территории Кизилюртовского района в сел. Кироваул. После подсчета голосов было объявлено, что выиграл Магомедов И.С., однако он с решением не согласился и требовал повторного подсчета голосов, с результатами повторного подсчета голосов не согласен Магомедов И.С., просит отменить решение муниципальной избирательной комиссии о результатах выборов и признать результаты выборов по данному избирательному округу недействительными (л.д.340). Судом постановлено указанное выше решение. В кассационных жалобах заявителей ставится вопрос об отмене решения суда. При этом Магомедов И.С. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое объективное решение, ссылаясь на то, что действительно он был избран главой МО «село Гакко», результаты выборов были сразу же оглашены, протокол им был получен. В последующем были подделаны документы и сфальсифицированы итоги выборов. Нарушения, допущены председателями УИК и МИК Саадуевым С. и Абдулкеримовым А.А. для достижения результатов в пользу своего родственника на волеизъявление избирателей не повлияло и большинство избирателей проголосовали за Магомедова И.С. То, что брат Магомедова И.С. оказался в составе МИК, то состав МИК был утвержден до выдвижения его кандидатом на должность главы МО, после его выдвижения ТИК МР «Цумадинский район» эти нарушения не были исправлены. Судом не дана объективная оценка тому, что Абдулкеримов А.А. и Саадуев С.З., не получив нужных им результатов, после выборов стали подтасовывать документы и никоим образом в ходе выборов на их результаты не смогли повлиять. Из –за их незаконных действий, считает, что не должны страдать избиратели и он сам. В кассационной жалобе Абдулхаликова И-Ш.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения о признании решения комиссии об итогах голосования и о результатах выборов по избирательному округу № недействительными, обязать участковую избирательную комиссию провести повторный подсчет голосов избирателей. При этом он указывает на то, что в голосовании принимали участие граждане, не проживающие на территории с.Гакко. При исследовании судом бюллетеней выявлены 10 бюллетеней не установленной формы, в них отсутствовали подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса. В письменных возражениях прокурор района просит решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб заявителей и письменных возражений прокурора, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Согласно п.4 статьи 22 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребывания при условии нахождения их места жительства на территории соответствующего избирательного округа, в который входит данный избирательный участок. Избиратели, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после составления списков избирателей и представления их для ознакомления избирателям, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Судом установлено, что 104 избирателя из 189 проголосовавших при проведении выборов главы муниципального образования «село Гакко» 24 октября 2010 года (включая 35 по дополнительному списку) в течение длительного времени ни постоянно, ни временно на территории муниципального образования не проживают. Они состоят на регистрационном учете и проживают в Кизилюртовском, Хасавюртовском и др. районах. Основанием для включения в списки избирателей гражданина РФ на конкретном избирательном участке, кроме факта нахождения его места жительства на этом избирательном участке, является факт временного пребывания на территории избирательного участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения, то есть гражданин может быть включен в список избирателей при наличии одного из двух указанных условий. Указанные условия в данном случае также отсутствовали. Кроме того, в судебном заседании председатель МИК Абдулкеримов А.А. также показал, что список избирателей не был составлен избирательной комиссией муниципального образования, первый экземпляр списков не был подписан ни им, ни секретарем, не был заверен печатью избирательной комиссии МО, по акту такой список участковой избирательной комиссии не был передан, а участковая избирательная комиссия, в нарушение норм статьи 23 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" за 20 дней до дня голосования не представила список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Участковая избирательная комиссия не уточнила список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательной комиссии с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, не подписан председателем и секретарем участковой избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей. Таким образом, в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих наличие нарушений избирательного законодательства при составлении списков избирателей на указанном избирательном участке, а также фактов, свидетельствующих о том, что избиратели были незаконно включены в списки избирателей. Кроме того, ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что не могут быть членами избирательных комиссии на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. Согласно статье 12 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления") в состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Из материалов настоящего дела усматривается, что в состав муниципальной избирательной комиссии Гаккойского сельского поселения Цумадинского района входили родной брат кандидата Магомедова И.С. – Магомедов И.С. в качестве заместителя председателя комиссии, а председателем комиссии был Абдулкеримов А.А. – родной отец супруги кандидат Абдулхаликова И.А. Председатель участковой избирательной комиссии Саадуев С.З. в судебном заседании также показал, что Абдулхаликов И.А. является мужем ее племянницы (л.д.390). При этом как Абдулкеримов А.А., так и Саадуев С.З. не являются жителями с. Гакко Цумадинского района, они состоят на регистрационном учете в г. Хасавюрте. Данное обстоятельство подтверждено заявителями в суде и подтверждается материалами дела (л.д.24). Более того, установлено, что Абдулкеримов И.А. 1 октября 2010 года осужден Цумадинским районным судом по ч. 1 ст. 307 УК РФ, судимость не снята и не погашена. В силу п.3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Согласно п.6 этой же статьи отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. В соответствии с п. 2 ст. 93, Закон Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 "О муниципальных выборах в Республике Дагестан» отмена судом решения избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования после определения результатов выборов осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Отмена избирательной комиссией муниципального образования или судом решения о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными. Кроме того, в случае установления нарушения избирательного законодательства при составлении списков избирателей и подсчете голосов, следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации высказанную в Постановлении от 11.06.02 в котором Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления, которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст. 3 (ч. ч. 1, 2 и 3), ст. 32 (ч. ч. 1 и 2) и 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатов выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан. Приведенные выше нарушения избирательного законодательства при проведении выборов главы сельского поселения «село Гакко» Цумадинского района не позволяют выявить действительную волю избирателей, поскольку, как установлено судом, 104 из 189 проголосовавших незаконно были включены в списки избирателей, следовательно, в списки законно включены всего 85 избирателей, в то время как за заявителей в общей сложности проголосовали 171 избиратель. С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно признаны результаты выборов главы муниципального образования «село Гакко» Цумадинского района недействительными. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб заявителей не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от 14 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: