Кассацонное определение о приз. нез. безд. адм. в отсут. надл. орган. санит. очистки тер.



Судья ФИО12

дело № 33 – 2204 – 2011 г.

Кассационное определение

г. Махачкала 27 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего - Мамаева И.М.

судей - Магадовой А.В., и Абдулхалимова М.М.

с участием прокурора - Багомаева А.М.

при секретаре - Шуаеве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе главы МО «село Усмикент» на решение Федерального суда <адрес> РД от <дата>, которым постановлено:

«1.Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования сельского поселения «село Усемикентский» <адрес> РД, которое заключается в отсутствие надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

2.Обязать администрацию МО «село Усемикент» <адрес> организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор, вывоз, утилизацию или переработку бытовых промышленных отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:

-организовать уборку мест общего пользования на территории <адрес> от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР <дата> ;

-организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории <адрес> РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы текстиль, бумага и другие, в срок до <дата>;

- организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" выполнение в срок до <дата> следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

а) разработку и представление на утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной программы организаций коммунального комплекса - программы финансирования строительства и (или) модернизации объектов,
используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее разработку, рассмотрение и утверждение;

-в срок до <дата> разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с <адрес>;

-в срок до <дата> в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 155, установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимуществе для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуг по вывозу бытовых отходов.

-в срок до <дата> в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению» обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственные санитарным врачом РФ <дата>, организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО «село Усемикент» предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) оборудование полигона для указанной цели.

3.Обязать ООО «Усемикент»:

-обеспечить вывоз бытовых отходов по заключенным договорам с потребителями <адрес> в соответствии с санитарными правилами и нормами - СанПин 42-12 -4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР <дата> , ГОСТом Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" принятым постановлением Госстандарта РФ от <дата> N 158-СТ, Правилам и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от <дата> N 170, с учетом сезонных и климатических условий;

-осуществить размещение бытовых отходов, полученных от потребителей услуг в <адрес>, в оборудованном в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства полигоне отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;

-в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 155, вывесить в <адрес> в удобном для ознакомления потребителей месте Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, установленные органом местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг, сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей;

-получить лицензию на оборот опасных отходов;

-запретить размещение ТБО на полигоне, оборудованном на земельном участке, расположенном на юго-восточной окраине села Усемикент, на расстоянии 1,200 м. от автодороги, ведущей в названное село на земельном участке в кадастровом квартале 05:08:000026.

-в срок до <дата> на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном на юго-восточной окраине села Усемикент, на расстоянии 1,200 м. от автодороги, ведущей в названное село, на земельном участке в кадастровом квартале 05:08:000026, произвести санацию и рекультивацию».

Заслушав доклад судьи Верховного суда <адрес> ФИО7, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда <адрес>

установила:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МО «сельсовет Ускемикентский» <адрес> РД и ООО «Усемикентское» <адрес> РД, заинтересованным сторонам на стороне истца Избербашский межрайонный комитет по экологии и природопользованию управление Роспотребнадзора по РД о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям, присуждению к исполнению обязанности в натуре, пресечении действий нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 А.Г. иск поддержал и суду пояснил, что в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обороте отходов производства и потребления на территории муниципального образования «село «Усемикент» <адрес>.

Проверкой установлено, что в 2010 г. по результатам проведенной надзорной проверки было установлено, что на территории МО «село Усемикент» <адрес> допускаются следующие нарушения природоохранного законодательства при обороте отходов:

-в местах общего пользования на территории села отсутствуют контейнеры для сбора муcopa:

-при въезде в село и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов;

-планово-санитарная очистка территории села не налажена, вывоз отходов потребления осуществляется 2 раза в неделю, т.е. без учета климатических условий;

-вывозимые отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, расположенном на окраине села.

В целях устранения указанных нарушений законов в адрес главы МО «с. Усемикент » было внесено представление от <дата> за , которое рассмотрено.

Из ответа на представление от <дата> следует, что территория населенного пункта очищена от бытовых отходов.

При проведении надзорной проверки в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений законов установлено следующее:

Ранее выявленные нарушения законов в сфере оборота отходов на территории муниципального образования «село Усемикент» <адрес> в полном объеме не устранены.

Деятельность по сбору твердых бытовых отходов в местах установки мусорных баков по договору от <дата> с администрацией МО « <адрес>» и вывозу бытовых отходов, образуемых от жизнедеятельности населения <адрес> на основании письменных договоров с жителями села на территории МО «Усемикент » осуществляет ООО «Усемикент».

В местах общего пользования на территории населенного пункта Каякент отсутствуют баки для сбора бытовых отходов.

Вывоз бытовых отходов населения села осуществляется 2 раза в неделю.

Для этой цели по улицам поселка проезжает трактор ООО «Усемикент», на лафет которого осуществляется загрузка бытовых отходов из индивидуальных домовладений.

За услуги по вывозу бытовых отходов указанное ООО собирает с граждан деньги в размере 17р.93 коп. за 1 куб м. отходов.

В нарушение Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 155, в поселке в удобном для ознакомления месте не вывешены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения с льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации: актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей (п.4).

Вывозимые бытовые отходы ООО «Усемикент» с <дата> размещает на указанном главой МО «село Усемикент» полигоне, расположенном на юго-восточной окраине села Усемикент на расстоянии 1000 кв.м. от автодороги, ведущей в названное село.

Земельный участок для организации полигона выбран <дата> в кадастровом квартале 05:08000026 комиссией в составе представителей райкомзема, райземкадастра, районного комитета по экологии.
госпожнадзора, райархитектуры и главы администрации <адрес>.

Отсутствуют документы о предоставлении земельного участка ООО «Усемикент» на каком-либе праве либо передаче ему организованного полигона.

На момент проверки - <дата>, на указанном полигоне на площади с размерами 70х10 метров размещены отходы: битое стекло, остатки стройматериалов, емкости из-под горюче-смазочных материалов. пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумага, остатки разбитого шифера и т.д., чем захламлен земельный участок. На полигоне идет процесс разложения размещенных отходов, вследствие чего имеется неприятный запах.

Неисполнение ответчиками: органами местного самоуправления МО «селе Усемикент» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (бездействием и ООО «Усемикент») - обязанностей по лицензированию своей деятельности по обращению с отходами размещению принятых от граждан <адрес> отходов на надлежаще оборудованном полигоне отходов, оказанию потребителям качественных услуг по сбору и вывозу бытовые отходов, очистке отдельных объектов общего пользования от мусора может нарушать предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного крута лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.

Глава МО «сельсовет Усемикентский» <адрес> РД ФИО4, начальник ООО «Усемикентский» <адрес> РД ФИО5 иск признали.

Представитель Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО8 просил удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Избербашского межрайонного комитета по экологии и природопользованию на судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе главы МО «сельсовет Усемикентский» <адрес> РД ФИО4 и начальника ООО «Усемикентский» <адрес> РД ФИО5 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по делу, поскольку МР «Каякентский район» не финансирует МО «село Усемикент» для устранения недостатков, указанных в исковом заявлении. В бюджете МО «село Усемикент» денежные средства на эти цели не предусмотрены.

В возражениях на кассационную жалобу помощника прокурора ФИО6 указывается на то, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по вопросу организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организации благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др. с их финансовыми возможностями, в связи с чем у администрации поселения имеется реальная возможность для решения данного вопроса местного значения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст. 11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Для решения вопросов местного значения органам местного самоуправления поселения подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст.14, подп.1,3 и 4 п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.

В соответствии со ст.ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, подпунктами 18, 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.

В связи с чем, довод главы МО «сельсовет Усемикентский» Каякентского района РД о том, что для выполнение мероприятий по обеспечению исполнения обязанностей по сбору, вывозу и хранению твердых бытовых отходов финансовые средства в бюджете поселения не предусмотрены и в связи с этим невозможно исполнение решения суда, не могут быть приняты во внимание.

Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1998 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.

Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.

Администрация МО «село Усимикент» является в соответствии со ст. 73 ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Республике Дагестан» исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в юго-восточной окраине с.Усемикент Каякентского районе на расстоянии 1,200 метров от дороги ведущей в с.Усемикент расположена несанкционированная мусоросвалка (полигон) размерами 100x50 метров, высота 2м. на которой размещены: битое стекло, остатки стройматериалов, емкости из под горюче-смазочных материалов, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, поломанный шифер, бумага, мешки из под цемента и т.д. Идет процесс разложения размещенных на свалке отходов, вследствие чего образуется неприятный запах разложения, в процессе которого на окружающую среду и атмосферный воздух оказывается вредное воздействие.

-полигон для хранения ТБО расположенный на территории с.Усимикенг Каякентского района не отвечает требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, при эксплуатации не соблюдаются экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

-отсутствует проект строительства полигона, не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения на проект и предпроектные документы;

-полигон не огорожен, не построенная ливневая канализация, не проводятся рекультивация работы, не соблюдены санитарно-защитные зоны, не проводится мониторинг зоны охвата полигона состояние окружающей среды;

- не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, не составляются паспорт опасных отходов;

-не предоставляются в соответствии с федеральной и территориальным информации отчеты по форме ТП (отходы), 2-ТП (воздух), в соответствии с которыми производятся расчеты платеже за негативное воздействие на окружающую среду и не вносятся платежи;

-не составляется план мероприятий по снижению влияния образующей отходов на состояние окружающей среды.

-нет приказа о назначении лиц, ответственных за охрану окружающей среды и. лиц, допущенных к работе по опасным отходам.

В судебном заседании установлено, что ответчики в лице МО «сельсовет Усемикентский» и ООО «Усемикентское» Каякентского района РД, нарушили требование статьи 51 Федерального закона « Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» требование п.2.1,2.2. СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», статьи 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьи 25 Федерального закона « Об охране об отходах производства и потребления» статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Требования закона ответчиками не выполняются, это может повлечь за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц в обеспечении охраны здоровья, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется и таковых судом не установлено.

Учитывая изложенное, обжалуемое судебное постановление следует признать законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса оссийской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Федерального суда Каякентского района РД от 28 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


-32300: transport error - HTTP status code was not 200