О понуждении поставить на жилищный учет



Судья <.>

Дело № 33-931/2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 13 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего - Шихгереева Х.И.

Судей - Загирова Н.В., Мустафаевой З.К.

При секретаре - Кадырове А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя но доверенности Гаджиева Д.М. и Интересах Гусейновой Б.М. на решение Избербашского городского суда РД от 09 марта 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Гусейновой Б.М., поданных ее представителем Гаджиевым Д.Г. к администрации Городского округа «Город Избербаш» о понуждении последнюю поставить ее на жилищный учет, как сироту, предоставить жилую площадь вне очереди не ниже социальных норм, предусмотренных законом, а в случае отсутствия жилья, приобрести его за счет целевых средств, поступающих на эти цели из республиканского бюджета».

Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав Гусейнову Б.М. и ее представителя по доверенности Гаджиева Д.Г. (доверенность от 12.01.2011), просивших решение суда отменить, Судебная коллегия,

установила:

Представитель по доверенности Гаджиев Д.М. в интересах Гусейновой Б.М. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с иском к Администрации Городского округа «Город Избербаш» о понуждении поставить ее на жилищный учет, как сироту, и предоставить жилую площадь вне очереди.

В обоснование доводов заявления Гаджиев Д.М. указал, что в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР действовавшего до 01 марта 2005 года, а в соответствии со статьей 57 ЖК РФ, статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной зашиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов от 07.08.2000 г. № 122 ФЗ; от 08.04.2002 г. № 34-ФЗ, от 10.01.2003 №8-ФЗ, от 22.08.2004), постановления Государственного Совета РД № 112 от 14 июля 1999 года «О мерах по осуществлению адресной социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Правительства Республики Дагестан № 35 от 20 февраля 2002 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Правительства Республики Дагестан от 09 октября 2003 г., постановление Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2006г. № 108 «Об утверждении порядка обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечение родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, находящихся на территории Российской Федерации, не имеющих закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание соответствующие учреждение.

В исковом заявлении указано, что до настоящего времени, в соответствии с действующим законодательством жилым помещением Гусейнова Б.М. не обеспечена. Целевая безвозвратная сумма для приобретения жилья Гусейновой Б.М. также не предоставлялась.

Судом постановлено указанное выше решение.

На Решение Избербашского городского суда от 09 марта 2011 года представителем истицы Гаджиевым Д.М. подана кассационная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанного решения и вынесении по делу нового решения.

В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что необоснованным является вывод суда о том, что предоставление жилья детям-сиротам возможно, только если сирота встал на жилищный учет до 23 лет. При этом ссылка делалась на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ч.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в то время как к данным правоотношениям применимы нормы ст. 37 ЖК РСФСР и Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 июля 1987 г. № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в высших и средних учебных заведениях», которое было отменено Правительством Российской Федерации только 30.03.1998 №366, когда Гусейновой Б.М. уже было 18 лет, и она на тот момент должна была быть поставлена на жилищный учет как сирота.

Руководство Детского дома №7 в г. Избербаш было обязано поставить Гусейнову Б.М. на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как 17 лет ей исполнилось пока она находилась в детском доме №7 г. Избербаш Республики Дагестан.

Кроме того, представитель администрации не оспаривал право Гусейновой Б.М. на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как сироты, имея в виду, что на учет должна быть поставлена по месту своего жительства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 09 марта 2011 года, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Гусейнова Б.М. свои исковые требования о предоставлении ей жилого помещения мотивировала со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса РФ, статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из смысла указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, то есть гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения ими вышеуказанного возраста.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правил о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 семейного Кодекса РФ), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и

нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 года № 1282-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шабановой Н.В. на нарушение ее конституционных прав статьями 1 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Из материалов дела усматривается, что Гусейнова Б.М. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста не состояла.

В администрацию ГО «Город Избербаш» с таким заявлением Гусейнова Б.М. обратилась в 2010 году уже по достижении 31-летнего возраста.

права оснований для удовлетворения требований истицы не имелось, и суд первой инстанции по существу обоснованно отказал ей в иске.

Принятое судом решение по существу является правильным, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданско-процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 09 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истицы Гаджиева Д.М. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200