о признании решения ГУ ОПФР по РД незаконным



Судья Дадаева П.А.

дело № 33-3096 /2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда

Республики Дагестан

в составе председательствующего Гаджиевой Ш.В.

судей Гасановой Д.Г. и Омарова Х.М.

при секретаре Алимове Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 11 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя ГУ - ОПФР по РД - А. по доверенности б/н от 22.06.2011г. на решение Ленинского районного суда РД от 15 июля 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования М. удовлетворить.

Признать решение комиссии по назначению пенсии Управления ГУ-ОПФР по РД в Советском районе гор. Махачкалы от 21 апреля 2011 года №3 об отказе в назначении пенсии М., незаконным.

Обязать Управление ГУ-ОПФ РФ по РД в Советском районе гор. Махачкалы зачесть М. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период работы с 5 января 1996 года по 1 марта 2011 года.

Обязать Управление ГУ-ОПФ РФ по РД в Советском районе гор. Махачкалы назначить М. пенсию со дня подачи заявления, с 1 марта 2011 года».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гаджиевой Ш.В., выслушав объяснения М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управления ГУ-ОПФ РФ по РД в Советском районе гор. Махачкалы от 21 апреля 2011 года №3 об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии.

В обоснование требований он сослался на то, что с 5 января 1996 года по настоящее время работает спасателем и парашютистом в гражданской авиации. С 16 ноября 2001 года по 30 сентября 2008 года, инструктором-парашютистом в ГУП «Авиалинии Дагестана», с 1 октября 2008 года по 1 март 2011 года работал спасателем поисково-спасательного отделения Махачкалинской региональной поисково-спасательной базы. В ФГУ «Южный авиационный поисково-спасательный центр», ему присвоена квалификация «Спасатель первого класса».

Решением комиссии ему незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям того, что в силу пп.13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12. 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа спасателя и парашютиста не связана с авиапожарной службой.

Просит признать решение комиссии об отказе в назначении ему пенсии незаконным. Обязать Управление ГУ-ОПФ РФ по РД В Советском районе г. Махачкалы зачесть ему в стаж дающей право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 5 января 1996 года по 1 марта 2011 года и назначить ему пенсию со дня подачи заявления, то есть с 1 марта 2011 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителя ГУ - ОПФР по РД А. содержится просьба об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований М.

Досрочная трудовая пенсия в соответствии с пп. 13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Отделением ПФР по РД обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии М., поскольку периоды его работы с 05.01.1996г. по 01.03.2011г. проходили в организациях и службах, наименование которых не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459. Указанным Списком предусмотрены должности парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно -спасательных, поисково - спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно - десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Только работа в предусмотренных Списком должностях подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Согласно записям в трудовой книжке М. работал с 05.01.1996г. по 15.11.2001г. спасателем в государственном унитарном предприятии «Авиалинии Дагестана», с 16.11.2001 г. по 30.09.2008 г. инструктором-парашютистом в ГУП «Авиалинии Дагестана», с 01.10.2008 года по настоящее время спасателем поисково-спасательного отделения Махачкалинской региональной поисково-спасательной базы в ФГУ «Южный авиационный поисково-спасательный центр».

Таким образом, инструкторы-парашютисты могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. №459, если являются работниками авиапожарной службы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом и видно из материалов дела, трудовой книжки М. с 5 января 1996 года по 15 ноября 2001 года он работал спасателем в государственном унитарном предприятии «Авиалинии Дагестана», с 16 ноября 2001 года по 30 сентября 2008 года работал инструктором-парашютистом в ГУП «Авиалинии Дагестана». С 1 октября 2008 года, по настоящее время работает спасателем поисково-спасательного отделения Махачкалинской региональной поисково-спасательной базы. В ФГУ «Южный авиационный поисково-спасательный центр» ему присвоена квалификация «Спасатель первого класса».

Судом установлено, что стаж работы М. не прерывался, он осуществлял работу спасателя, совершал прыжки парашютом с вертолета МИ-8, находящимся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Согласно свидетельству №12-000-0124/2738 М. проходил подготовку в качестве пожарного-спасателя авиационных предприятий.

Согласно пп. 13 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 4 списка должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459, предусмотрены парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструктора авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно - спасательных, поисково - спасательных подразделений, работники внештатных и штатных парашютно - десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

В соответствии с пп. д. п.1 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459, один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за два года выслуги.

Судом установлено, что в оспариваемые периоды трудовой деятельности, М. работал в должностях, предусмотренных п.4. вышеназванного Списка и им выработан требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по указанному основанию льготный стаж в летном составе гражданской авиации.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гарантируется ст. 39 Конституции РФ,

В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

При этом суд правильно учел, что федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в качестве спасателей в гражданской авиации, и отказ М. в зачете периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии признал необоснованным.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд, исходя из смысла положений вышеприведенных правовых норм, обоснованно удовлетворил требования М.

При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы ГУ-ОПФР по РД в части того, что инструкторы - парашютисты могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459, если являются работниками авиапожарной службы, нельзя признать состоятельными.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы ГУ-ОПФ РФ по РД.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 15 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200