Судья <.> Дело № 33-481-2011 г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 февраля 2011 года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Омарова Х.М. и Орцханова А.И. при секретаре судебного заседания Алиеве А.Х. рассмотрела в судебном заседании от 16 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе администрации МО «Сергокалинский район» на решение Сергокалинского районного суда от 13 января 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения представителя прокуратуры РД Алиевой Ф.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Сергокалинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Сергокалинский район» и муниципальному образовательному учреждению «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» о понуждении устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном образовательном учреждении «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа». В обоснование своих требований прокурор указал, что Территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Избербаше выдано предписание муниципальному образовательному учреждению «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» об устранении нарушений санитарного законодательства, при проверке исполнения этого предписания выявлено, что учреждение осуществляет свою деятельность с нарушением гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, установленных санитарно-эпидемиологическими Правилами, введенными в действие постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 44 от 28 ноября 2002 года, а именно, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и лицензии на медицинскую деятельность данного учреждения, не устроено централизованное отопление, потолки и полы помещений школы не ремонтированы, эти нарушения влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, как учащихся и педагогического персонала, так и всех иных лиц, которые могут оказаться в здании и помещениях муниципального образовательного учреждения «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа». Решением Сергокалинского районного суда от 13 января 2011 года требования прокурора Сергокалинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сергокалинский район» и муниципальному образовательному учреждению «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» селения Аялизимахи Сергокалинского района о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном образовательном учреждении «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» удовлетворены, на администрацию МО «Сергокалинский район» и муниципальное образовательное учреждение «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» селения Аялизимахи Сергокалинского района возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальном образовательном учреждении «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа», в том числе получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность, установить централизованное отопление, отремонтировать до 1 сентября 2011 года потолки и полы помещений школы. В кассационной жалобе администрации МО «Сергокалинский район» ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не учел, что в бюджете МО не заложены средства на устранение нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в муниципальных образовательных учреждениях, администрация МО «Сергокалинский район» в силу требований статьи 137 БК РФ не может без согласия и финансовой поддержки Министерства финансов РД составлять расходную часть бюджета МО, средства, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 10 от 14 января 2008 года «О федеральной целевой программе «Юг России 2008-2012 гг.», до настоящего времени не поступили в МО, без чего МО не имеет финансовых возможностей для выполнения требований названного законодательства и устранения их нарушений, сама школа построена без соблюдения тех требований, об устранении которых заявлены требования, выполнение требований названного законодательства согласно статье 32 Федерального закона «Об образовании» должно обеспечиваться за счет собственных средств общеобразовательных школ, однако, школы такими средствами не располагают, что также исключает возможности исполнения решения суда, что судом также не учтено. В возражениях прокурора Сергокалинского района на кассационную жалобу ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения по тем основаниям, что отсутствие финансирования не может основанием для освобождения от выполнения требований законодательства и от устранения нарушений закона. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Право на охрану здоровья является конституционным правом граждан России (статья 41 Конституции РФ). Согласно статье 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер (наряду с мерами и иного характера) медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. статья 1 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Как это усматривается из материалов дела, муниципальное образовательное учреждение «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа» осуществляет свою деятельность в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, а также лицензии на медицинскую деятельность данного учреждения, в школе отсутствует централизованное отопление, потолки и полы помещений школы не отремонтированы. Наличие таких нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которые влияют на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, как учащихся и педагогического персонала, так и всех иных лиц, которые могут оказаться в здании и помещениях муниципального образовательного учреждения «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа», не отрицают и ответчики, в том числе и в кассационной жалобе, ссылаясь лишь на то, что эти нарушения не представляется возможным устранить по причине отсутствия надлежащего финансирования. Обеспечение содержания объекта своего права собственности в надлежащем порядке и его благополучное функционирование (статьи 210 и 215 ГК РФ), в том числе обеспечение финансирования муниципального образовательного учреждения (в данном случае- «Аялизимахинская средняя общеобразовательная школа», которая является муниципальной собственностью), является непосредственной обязанностью муниципального образования- собственника муниципального учреждения. Как указано, выше, право на охрану здоровья граждан является конституционным правом и его нарушение недопустимо. Поэтому, суд обоснованно не признал отсутствие средств для финансирования школы основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора. Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеются. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сергокалинского районного суда от 13 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий Судьи