О возмещении вреда



Судья <.>

Дело № 33-443-2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2010 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Ибрагимова И.М. и Хавчаева Х.А.

при секретаре судебного заседания Алиева А.Х.

рассмотрела в судебном заседании от 16 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по РД на заочное решение Новолакского районного суда от 22 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Джабиева Р.Б.- представителя Министерства финансов Российской Федерации, просившего решение суда отменить, применить к требованиям истцов срок исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований, Мазанаева Ю.А.- представителя истцов, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации в его пользу возмещения вреда, причиненного его имуществу в результате проведения в сентябре 1999 года федеральными войсками контртеррористической операции против незаконных вооруженных формирований в селении Новолакское Новолакского района РД, указывая, что в ходе проведения этой операции его дому, расположенному в селении Новолакское, причинены повреждения и разрушения, в результате которых этот дом стал непригодным для проживания и подлежал сносу.

Однако, комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации района неправильно определила степень разрушения его дома и посчитал, что дом подлежит аварийно-восстановительному ремонту, в связи с этим его не включили в списки лиц, дома которых подлежали сносу, его обращения в различные инстанции о его включении в списки лиц, дома которых подлежали сносу, не дали каких-либо результатов.

Проведенной в ДагНИЛСЭ его силами экспертизы установлено, что его дом в силу полученных повреждений не пригоден для проживания, решением Новолакского районного суда от 17 июля 2003 года на администрацию Новолакского района была возложена обязанность включить его семью из 9 человек в списки на получение компенсации за разрушенное жилье по категории «СНОС», это решение администрацией района было исполнено, однако, в выделении средств на компенсацию Правительство РД ему отказало, хотя оснований для отказа не имелись.

С аналогичным иском к Министерству финансов Российской Федерации обратилась и , указывая, что в ходе в сентябре 1999 года федеральными войсками контртеррористической операции против незаконных вооруженных формирований в селении Новолакское Новолакского района РД ее дому, расположенному в селении Новолакское, причинены повреждения и разрушения, в результате которых этот дом стал непригодным для проживания и подлежал сносу, однако, ей было отказано во включении ее в списки лиц, дома которых подлежат сносу, решением Новолакского районного суда от 24 сентября 2003 года на администрацию Новолакского района была возложена обязанность включить ее семью из 10 человек в списки на получение компенсации за разрушенное жилье по категории «СНОС», это решение администрацией района было исполнено, однако, в выделении средств на компенсацию Правительство РД ей отказало, хотя оснований для отказа не имелись.

Оба иска определением суда от 25 апреля 2007 года объединены одно производство для их совместного рассмотрения.

Заочным решением Новолакского районного суда от 22 сентября 2010 года иски Чухаева И.Н. и Чухаевой Р.И. удовлетворены, с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации взысканы в пользу Чухаева И.Н. 3 млн. 286 тыс. 474 руб. и в пользу Чухаевой Р. 3 млн. 653 тыс. 860 руб.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не учел требования статей 195, 55, 59-61, 67 ГПК РФ, судом неправильно применены общие положения статей 1064 и 1069 ГК РФ и не применены положения части 3 статьи 1064 и статьи 1067 ГК РФ, поскольку боевые действия по уничтожению незаконных формирований в Новолакском районе проводились в рамках контртеррористической операции в состоянии крайней необходимости и правомерно, что исключает ответственность за причиненный вред, кроме того, расчет сумм судом произведен неправильно и не соответствует требованиям закона, все дома, которым был причинен вред и подлежали сносу, были указаны в соответствующих списках, согласно распоряжению Правительства РФ № 1499-р от 22 сентября 1999 года и постановлением Правительства РД от 17 декабря 1999 года при определении размера ущерба должна применяться стоимость 1 кв.м жилья в размере 2173 руб., а не другие суммы, в связи с чем суд не имел оснований для применения иных размеров стоимости жилья.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Вступившими в законную силу решениями Новолакского районного суда от 17 июля 2003 года и от 24 сентября 2003 года установлено, что дома Чухаева И.Н. и Чухаевой Р.И. имеют повреждения конструктивных элементов, которые получены в результате боевых действий федеральных органов против незаконных вооруженных формирований, в связи с чем на администрацию Новолакского района была возложена обязанность включить Чухаева И.Н. и Чухаеву Р.И. в списки лиц, пострадавших в результате боевых действий в Новолакском районе в сентябре 1999 года и имеющих право на получение компенсации за поврежденное домостроение и утраченное имущество по степени повреждения домостроений «СНОС».

Данные решения суда вступили в законную силу и исполнены, однако, это исполнение решений не привело к компенсационным выплатам по степени повреждений домостроений «СНОС».

Истцы требуют возмещения вреда, причиненного их имуществу в результате террористических акций, имевших место в 1999 году.

Возмещение вреда, причиненного в результате террористических акций, в 1999 году регулировался действовавшим тогда Федеральным законом «О борьбе с терроризмом».

Согласно статье 17 названного Закона возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско - процессуальным законодательством.

Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, совершенной на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, а также возмещение ущерба, причиненного одному субъекту Российской Федерации и превышающего возможности компенсации из бюджета данного субъекта Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско - процессуальным законодательством.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации считает, что ущерб истцам во исполнение этих норм закона подлежал возмещению исходя из установленного Министерством финансов Российской Федерации норматива в размере 2173 руб. за каждый квадратный метр разрушенного жилья в пользу каждого члена семьи, а ущерб, определенный исходя из этого норматива истцам выплачена на основании заочного решения Новолакского районного суда от 13 июня 2007 года, в связи с чем считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Однако, эти доводы нельзя признать состоятельными, поскольку они не подтверждены нормативными актами, регулирующими возмещение ущерба, причиненного в результате террористических актов, представитель Министерства финансов Российской Федерации не сумел назвать нормативный акт, которым Министерству финансов Российской Федерации предоставлялись полномочия по определению норматива возмещения ущерба, причиненного в результате террористической акции в 1999 году.

Средства для оказания помощи гражданам Российской Федерации- жителям Новолакского района, жилье которых пострадало в 1999 году в результате террористических акций в Республике Дагестан, в соответствии с вышеназванным законом выделялись из средств федерального бюджета распоряжениями Правительства РФ от 04 декабря 1999 года N 2027-р «О мерах по ликвидации последствий террористических акций в Буйнакском и Новолакском районах Республики Дагестан в сентябре 1999 года» и от 14 января 2000 года N 58-р «О выделении средств на ликвидацию последствий террористических акций в Буйнакском и Новолакском районах Республики Дагестан».

Ни сам закон, ни названные распоряжения непосредственно не урегулировали размер компенсации вреда, причиненного в результате террористических операций, порядок и условия его возмещения.

Вышеназванным распоряжением Правительства РФ от 04 декабря 1999 года N 2027-р «О мерах по ликвидации последствий террористических акций в Буйнакском и Новолакском районах Республики Дагестан в сентябре 1999 года», которым частично выделялись средства на компенсационные выплаты населению за утраченное жилье, определено, что лицам, ставшим жертвами террористических акций в Буйнакском и Новолакском районах Республики Дагестан, помощь подлежит оказанию в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 1996 года № 58 «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в январе 1996 года в Республике Дагестан».

Согласно пункту 2 этого постановления компенсационные выплаты лицам, имуществу и жилью которых в результате террористического акта причинен материальный ущерб, производится по нормам, устанавливаемым Правительством Республики Дагестан совместно с Министерством строительства Российской Федерации исходя из фактически нанесенного ущерба, т.е. ущерба, который может быть определен исходя из фактической рыночной стоимости жилья.

Из этой нормы материального права вытекает, что уполномоченными на установление норм для определения ущерба, причиненного жителям Новолакского района в результате террористической акции в 1999 году, являлось Правительство Республики Дагестан совместно с Министерством строительства Российской Федерации.

Однако, опубликованного и согласованного с Министерством строительства Российской Федерации правового акта Правительства Республики Дагестан об установлении норм компенсационных выплат лицам, имуществу и жилью которых в результате террористического акта, в том числе террористической акции в 1999 году в Новолакском районе Республики Дагестан, причинен материальный ущерб, не имеется.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, заявляя, что такой нормативный акт должен был быть принят, не сумел назвать реквизиты такого документа и представить его суду.

В обоснование своих доводов в кассационной жалобе он сослался на Порядок распределения финансовых ресурсов пострадавшим в результате террористических акций в Республике Дагестан в 1999 году, утвержденный постановлением Правительства РД от 17 декабря 1999 N 282 «О Порядке распределения финансовых ресурсов пострадавшим в результате террористических акций в Республике Дагестан в 1999 году».

Между тем, это постановление не содержит данных о его согласовании с Министерством строительства Российской Федерации, и также как и распоряжение Правительства РФ № 1499-р от 22 сентября 1999 года, на которое представитель Министерства финансов РФ ссылается в кассационной жалобе, не предусмотрело нормы и размеры компенсационных выплат, постановление регулирует только то, что предназначенные на указанные цели средства из федерального бюджета выделяются решениями Правительства РД Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД, которое должно в соответствии с действующим законодательством разрабатывать и утверждать расчеты компенсационных выплат населению за разрушенное и поврежденное жилье, а также перечислять средства на лицевые счета пострадавших.

Других правил поведения, в том числе и нормативы, исходя из которых следует определить размер компенсационных выплат населению за разрушенное и поврежденное жилье, данное постановление и утвержденный им Порядок не содержат.

Поэтому, ссылка представителя ответчика на этот нормативный акт не состоятельна.

Из изложенного вытекает, что единственным нормативным актом, который может быть применен для определения размеров, порядка и условий компенсационных выплат лицам, которым в результате террористического акта причинен материальный ущерб повреждением или разрушением принадлежащего им жилья, является постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 1996 года № 58 «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в январе 1996 года в Республике Дагестан».

Принимая во внимание, что Правительством Республики Дагестан не принят нормативный акт, определяющий размеры компенсационных выплат населению, имуществу и жилью которого в результате террористического акта причинен материальный ущерб, а в соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации возмещению подлежит фактически нанесенный ущерб, следует установить федеральный орган, уполномоченный на установление нормативов выплат или субсидий на получение жилья.

Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1996 года № 58 «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в январе 1996 года в Республике Дагестан» помимо Правительства Республики Дагестан другим уполномоченным на определение нормативов выделения компенсационных выплат органом определено Министерство строительства Российской Федерации.

Однако, Министерство строительства Российской Федерации, которое существовало в 1996 году, Указом Президента РФ от 17 марта 1997 года N 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 года N 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» этот федеральный орган исполнительной власти был упразднен, передав его функции вновь образованному Министерству Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно - коммунальному хозяйству.

Впоследствии в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 года N 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» это Министерство также упразднено и его функции были переданы вновь образованному Государственному комитету Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 года N 351 "Вопросы реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" за названным федеральным органом исполнительной власти были закреплены полномочия по определению средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Однако, эта норма устанавливалась для целей выделения субсидий в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, т.е. совершенно для иных целей, нежели цели возмещения ущерба, причиненного в результате террористических акций.

Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 394-р «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета» за названным федеральным органом исполнительной власти были закреплены полномочия, начиная со второго полугодия 2000 года, ежеквартально определять и за месяц до начала очередного квартала публиковать в средствах массовой информации данные о средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.

В последующем в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 07 октября 2004 года N 1290-р и от 28 сентября 2005 года N 1532-р, постановлениями Правительства РФ от 26 января 2005 года N 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 10 апреля 2008 года N 257 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866» полномочия по определению средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии, ссуды и социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета, передавались Минпромэнерго России, а затем Минрегиону России.

Из этих нормативных актов следует, что, начиная с марта 2000 года, названными федеральными органами исполнительной власти определялись нормативы стоимости жилья для определения размеров выплат из средств федерального бюджета всем категориям граждан, в том числе и лицам, которым ущерб причинен в результате террористических актов.

В связи с тем, что уполномоченные органы своевременно не выполнили свои полномочия, не определили размер фактического ущерба, причиненного истцам в результате террористической акции в 1999 году, не произвели выплату соответствующих сумм в пользу истцов, а другие критерии определения в настоящее время размера ущерба по сравнению с 1999-2000 годами не имеются, суд правильно исходил из того, что размер выплат в пользу истцов следует определить исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на момент рассмотрения дела, т.е. на третий квартал 2010 года, установленной приказом Минрегиона РФ от 30 июня 2010 года N 313 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года» по субъектам Российской Федерации.

Согласно этому приказу средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилья по Республике Дагестан на третий квартал установлена в размере 22 тыс. 750 руб., а сумма выплат в возмещение ущерба, причиненного им в результате террористического акта, составила в пользу Чухаева И.Н. 3 млн. 286 тыс. 474 руб. и в пользу Чухаевой Р. 3 млн. 653 тыс. 860 руб., которые и взысканы решением суда.

Ответчик, оспаривая размер взысканных в пользу истцов выплат, не представил какие-либо нормативные основания и доказательства иных расчетов размеров выплат.

Доводы кассационной жалобы не соответствуют приведенным выше нормативным актам и обстоятельствам, поэтому, они не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы жалобы о том, что заочным решением Новолакского районного суда от 13 июня 2007 года правильно определен размер ущерба и причиненный истцам ущерб полностью выплачен им, также противоречит приведенным выше нормам права и обстоятельствам.

Кроме того, данное решение суда было отменено и по тем мотивам, что суд не выяснил соответствие взысканных в пользу истцов выплат действующему законодательству и фактическому ущербу и не мотивировал применение им для расчета сумм выплат норматив, установленный Министерством финансов РФ.

В суде кассационной инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям истцов, поскольку ущерб причинен в 1999 году, а требования заявлены в апреле 2007 года.

Однако, такое ходатайство в суде кассационной инстанции не может быть рассмотрено и разрешено, поскольку такое ходатайство в соответствии со статьей 199 ГК РФ подлежит применению до вынесения решения суда, т.е. решения суда первой инстанции, а решение суда вынесено 22 сентября 2010 года. Кроме того, дело находится в производстве судов с 2007 года, о рассмотрении дела в суде первой инстанции 22 сентября 2010 года ответчик был извещен надлежаще, о чем свидетельствует уведомление об извещении (лист дела 115-а), согласно которому извещение было вручено ответчику 21 сентября 2010 года (извещение направлялось и на 16 сентября 2010 года), однако, ходатайство о применении срока исковой давности, в том числе и в порядке подачи возражений на заявленный иск, ответчиком не было заявлено.

Законодательством не предусмотрена правомочия по отмене решения суда в целях предоставления суду первой инстанции возможности рассмотреть заявленного в суде кассационной инстанции ходатайства о применении срока исковой давности и применения этого срока, в связи с чем данное ходатайство представителя ответчика не может служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется, принятое решение соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Новолакского районного суда от 22 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200