кассационное определение (ЧАЭС)



Судья ФИО15

Дело №33-3292

Кассационное определение


г. Махачкала 09 ноября 2011 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО2

судей: ФИО3 и ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД ФИО8 на решение С.Стальского районного суда РД от 18 августа 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО3, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО6 (доверенность), просившего решение суда отменить по доводам кассационной жалобы, представителя истца ФИО7 (доверенность), просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Сулейман Стальский район» Республики Дагестан (далее М.О.), Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (комиссия Минтруда) о признании акта от 17. 10. 2006 года незаконным необоснованным с момента его подписания и утверждения, о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, начиная с 25 июня 1994 года и об обязании Администрации Муниципального образования «Сулейман Стальский район» Республики Дагестан, Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Министерства труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить его жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидий на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, указывая, что он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, инвалид 2 группы (бессрочно) вследствие Чернобыльской катастрофы.

В обоснование иска также указал, что 25 июня 1994 года по приезду к месту жительства он обратился по поводу улучшения своих жилищных условий в местные органы власти как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Из-за отсутствия жилищного фонда ему выделили земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

Составлялись списки очередностей для получения или улучшения жилищных условий участников ликвидации последствий аварий на ЧАЭС и инвалидов. Эти списки, начиная с 1994 года, ежегодно утверждались подписями руководителей С.Стальского района, велся статотчет. Списки направляли в республиканские специальные органы.

До сего числа он не может получить указанные субсидии, а с введением в силу с 01. 01. 2005 г. нового жилищного кодекса Российской Федерации вовсе отказали, мотивировав тем, что гражданин, вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. обеспечивается жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после указанной даты - за счет средств местного бюджета уже по новому законодательству Российской Федерации в порядке очередности. Комиссия вместе с другими документами требует постановление администрации М.О. «Сулейман Стальский район» об утверждении списка граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По результатам судебного разбирательства суд принял следующее решение:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать акт от 17.10.2006 года о проверке документов, подтверждающих право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в М.О. «Сулейман Стальский район» незаконным, недействительным с момента его составления, а именно с 17.10.2006 года.

Признать ФИО1 28.02.1956 года рождения, уроженца села Испик, жителя совхоза имени Герейханова, 1-е отделение, Сулейман Стальского района Республики Дагестан гражданином, пострадавшим вследствие радиационных катастроф, нуждающимся в улучшении жилищных условий по Сулейман Стальскому району Республики Дагестан с 25 июня 1994 года.

Обязать администрацию Муниципального Образования «Сулейман Стальский район» Республики Дагестан и межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф по Республике Дагестан при Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить ФИО1 жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидий на строительство или покупку жилья за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации».

В своей кассационной жалобе и.о. Министра труда и социального развития по РД ФИО8 считает указанное ФИО12 незаконным и необоснованным в части возложения обязанностей на Межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф обеспечения ФИО1 жилищным сертификатом (или благоустроенным жильем) или субсидией на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и вынесенным с нарушением норм материального права по следующим основаниям, подлежащим отмене в этой части и отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2004 года № 283 «Вопросы Межведомственной комиссии по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» не предусматривается, что Межведомственная комиссия по социальным вопросам участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф обладает полномочиями по обеспечению жилищными сертификатами (благоустроенным жильем) или субсидией на строительство или покупку жилья за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, сам факт признания гражданина состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является основанием для обеспечения его жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета, поскольку Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее также Правила), предусмотрены соответствующие основания, в соответствии с которыми, граждане обеспечиваются жилищными сертификатами, а также предусмотрен перечень необходимых документов, при наличии которых решается вопрос об обеспечении гражданина государственным жилищным сертификатом.

Также следует обратить внимание, что порядок выдачи государственных жилищных сертификатов предусматривается пунктом 36 Правил, в соответствии с которым оформление и выдача сертификатов осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей государственных жилищных сертификатов по категории «Граждане - участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, приравненные к ним лица». Согласно пункту 26 Правил сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). По решению Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 18 августа 2011 года ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по Сулейман-Стальскому району Республики Дагестан с 25 июня 1994 года.

Кроме того, отмечено, что то обстоятельство, что суд первой инстанции, не указал конкретные сроки, обязывающие выдать государственный жилищный сертификат, приведет к тому, что ФИО1 получит право, в нарушение установленных норм претендовать на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, в то время как он имеет право на получение государственного жилищного сертификата только в порядке очередности.

Также не принято во внимание то обстоятельство, что министерство не отказывает ФИО1 в предоставлении государственного жилищного сертификата в порядке очередности.

В своих письменных возражениях истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалидом 2-ой группы (бессрочно). 25 июня 1994 года ФИО1 обратился по поводу улучшения своих жилищных условий в местные органы власти, как участник ликвидации последствий аварий на ЧАЭС в 1987 г. Истцу из-за отсутствия жилищного фонда в распоряжении местной власти было отказано, ему выделили земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно акту проверки жилищных условий истца от 05 августа 2005 года ФИО1 нуждается в улучшении жилищных условий.

Далее суд со ссылкой на Конституцию РФ и нормы законов, регулирующих правоотношения, связанные с обеспечением жильем участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС, сделал вывод, что права ФИО1 нарушены. При этом из решения суда не совсем понятно, кто, когда и какие права ФИО1 нарушил, в чем это выразилось.

Суд сослался в решении на показания свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 и других, как на доказательства по делу. Однако, что они доказывают из решения суда не совсем понятно.

Более того, сославшись на показания данных свидетелей, суд указал, что в силу ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Между тем, в материалах дела нет каких-либо вступивших в законную силу судебных постановлений.

Суд также не мотивировал свое решение о возложении обязанности по обеспечению ФИО1 жилищным сертификатом на межведомственную комиссию по социальным вопросам участников ликвидации последствии радиационных аварий и катастроф по РД.

Как обоснованно указано в кассационной жалобе, межведомственная комиссия не обладает такими полномочиями.

Таким образом, суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что в соответствии с ст.362 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение С.Стальского районного суда РД от 18 августа 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200