кассационное определение



Судья Магомедов Т.М.

дело № 33-1080/2011г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 11 мая 2011г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Сидоренко М.И.

судей Алиевой Э.З и Магомедова Ш.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. главы администрации Левашинского района <.> на решение Левашинского районного суда от 21 марта 2011 года, которым постановлено:

«Удовлетворить заявление прокурора <.> РД.

Взыскать с Администрации МР «Левашинский район» РД в пользу <.> Альбины Зугумовны 4810 (четыре тысячи восемьсот десять) рублей».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., объяснения представителя администрации МР «Левашинский район» <.> просившего отменить решение суда, возражения прокурора Алиевой Ф.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Левашинского района РД обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах <.> о взыскании в пользу последней с МР «Левашинский район» 4810 рублей в качестве выплаты дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководства, на основании п.З ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 г № 860 «О порядке предоставления в 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений». Учительнице Карлабкинской средней общеобразовательной школы Левашинского района <.> в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года по настоящее время производится выплата дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководства. При выплате указанных средств в период 2006, 2007 и 1010 года к вознаграждению за выполнение функций классного руководителя, со ссылкой на устное указание Министерства образования и науки РД не применяется коэффициент 1.15 за работу в высокогорных районах, а в 2008-2009 г.г. указанный коэффициент применен, всего за период 2006, 2007 и 2010г.г <.> не выплачено 4810 рублей, из них в 2006 году - 1500 рублей, в 2007 году - 1517 рублей и в 2010 году - 1793 рубля, поэтому невыплатой установленных коэффициентов Администрацией МР «Левашинский район» нарушены трудовые права <.>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе и.о. главы администрации Левашинского района <.>. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что администрация района является конечным исполнителем функций по выплате установленных законом выплат. Они ни из федерального, ни из республиканского за указанный период к ним не поступали. В связи с чем, они не могут принимать самостоятельные решения в отношении прекращения или возобновления выплат указанных коэффициентов. Полномочия и обязанность по формированию нормативно-правовой базы для выплаты этих денег лежит на органах государственной власти субъектов РФ, планирование этих выплат в бюджете также относится к их компетенции.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 860 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений», Правилам предоставления в 2008-2009 годах вышеуказанных субсидий из федерального бюджета (п. З ч. 3), при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях), а также средства для предоставления педагогическим работникам гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в п. З ч. З Правил предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 854.

Согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2008г. за № ВМ-60/03 адресованное Министерству образования и науки Республики Дагестан в соответствии со ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Удовлетворяя требования прокурора, суд сослался на Распоряжение Совета Министров РСФСР от 20.02.1965 года № 424-р «Об установлении районных коэффициентов к заработной плате работников здравоохранения, просвещения, жилищно-коммунального хозяйства и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, обслуживающих население, занятых на работах в высокогорных районах Дагестанской АССР».

В связи с этим заслуживает внимания довод жалобы ответчика о том, что в указанном выше постановлении не говорится о НПА принятых Советом Министров РСФСР.

Согласно ч.7. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" и Правил предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, контроль за целевым использованием субсидий возлагается на Федеральное агентство по образованию и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.

В связи с этим письмо-разъяснение данное Федеральным агентством по образованию раскрывает положение п. З ч. З Постановления Правительства РФ от 12.12.2007г. № 860 и дает однозначный ответ что выплата коэффициентов за высокосортность к зарплате за счет средств федерального бюджета в Республике Дагестан не предусмотрена.

Так, из письма Федерального Агентства по образованию от19.06.2008г № ФАО-9868/10-08, адресованного председателю Дагестанской республиканской организации профсоюза усматривается, что финансовое обеспечение расходов связанных с установлением коэффициентов к заработной плате за высокогорность в РД за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. В связи с тем, что выплата коэффициента за особые климатические условия для Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета на основании 3 Постановление Правительства РФ от 12.12.2007г № 860 не предусмотрена, полномочия и обязанность по формированию нормативно-правовой базы для выплаты этих денег и планирование этих сумм в бюджете, согласно законодательства является полномочиями органов государственной власти субъектов РФ.

Статьей 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вопрос начисления процентных надбавок за работу в высокогорных районах, может быть решен органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Совета Министров ДССР от 10.01.1992 года «Об установлении коэффициентов к заработной плате работников народного хозяйства в высокогорных районах республики», с. Карлабко Левашинского района является населенным пунктом, находящимся на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря, где применяется коэффициент 1,15.

В соответствии со п. 6.1 ч.1 ст.29 того же Закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

Вышеназванные полномочия не отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии п.11 ч.1 ст. 15 с Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В связи с этим заслуживали внимания доводы ответчика о том, что администрация МР «Левашинский район» не устанавливала коэффициенты и не может самостоятельно решать планирование их в бюджете и выделение их учителям. В бюджет МР «Левашинский район» средства ни из федерального, ни из республиканского бюджета на выплату коэффициента высокогорности к классному руководству не поступали, поэтому выплата этих сумм ими не производилось. В части доведенных за классное руководство и заработной платы выплат за счет республиканского бюджета, выплата этих средства производится исправно согласно тарификации.

Суду с учетом этих доводов следовало выяснить, при необходимости с привлечением министерства финансов РД, при утверждении бюджета республики предусматривались ли средства на начисление районных коэффициентов к заработной плате учителям за работу в высокогорных условиях, направлялись ли эти средства администрации МР «Левашинский район», если нет, почему она должна и из каких средств осуществлять эти выплаты.

Исследование указанных обстоятельств имело существенное значение для правильного разрешения спора.

При таких недостатках по делу решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, всесторонне и полно исследовать доказательства, установить фактические обстоятельства и с учетом установленного и в соответствии с законом разрешить возникший спор.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Левашинского районного суда от 21 марта 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200