Судья <.> Дело № 33-3350-2011 г. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 ноября 2011 года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Зайнудиновой Ш.М. и Ибрагимова С.Р. рассмотрела в судебном заседании от 09 ноября 2011 года дело по кассационной жалобе главы администрации МО «Хасавюртовский район» Боташева З.Г. на решение Хасавюртовского районного суда РД от 11 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., объяснения прокурора Алиевой Ф.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Хасавюртовского района в интересах обратился в суд с иском к администрации МО «Хасавюртовский район» об обязании обеспечить Магомедову Т.З. жилым помещением не ниже установленных социальных норм как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В обоснование своих требований прокурор указал, что Магамедова Т.З., 1989 года рождения, является сиротой, оставшейся без попечения родителей. Магамедова Т.З. 22 июня 2011 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в списки детей-сирот, нуждающихся в жилье, в списке, утвержденном администрацией МО «Хасавюртовский район», значится за № 18. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета РД Магамедовой Т.З. не представлялась, ответчиком не предпринимаются действия, направленные на предоставление Магомедовой Т.З. жилья. Решением Хасавюртовского районного суда РД от 11 октября 2011 года исковые требования прокурора Хасавюртовского района в интересах Магамедовой Т.З. удовлетворены, на администрацию МО «Хасавюртовский район» РД возложена обязанность обеспечить , 12 ноября 1989 года рождения, оставшуюся без попечения родителей? жилым помещение не ниже установленных социальных норм. В своей кассационной жалобе глава администрации МО «Хасавюртовский район» Боташев З.Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Согласно кассационной жалобе суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам. Судом не учтено, что бюджет администрации МО «Хасавюртовский район» на 2011 год составляет на 85% процентов из дотаций и субвенций из республиканского бюджета и 15% из местных доходов, бюджет носит целевой характер, в связи с чем у администрации МО «Хасавюртовский район» отсутствуют предусмотренные статьей 86 Бюджетного кодекса РФ самостоятельные расходные обязательства. Обязательства, возложенные на администрацию «Хасавюртовский район» в редакции вышеизложенного закона, выполнены в полном объеме и по мере поступления субвенции из республиканского бюджета РД ответчик обеспечивает лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не ниже установленных социальных норм в порядке очередности. В возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора Хасавюртовского района РД Исаев Э.Б. просит оставить решение суда без изменения по тем основаниям, что Магамедова Т.З. является сиротой, оставшейся без попечения родителей, обязанность обеспечения жильем которой в соответствии с законодательством должна нести администрация МО «Хасавюртовский район», которому для этих целей выделяются соответствующие средства, решение суда соответствует требованиям закона. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Администрация МО «Хасавюртовский район» не отрицает то, что Магамедова Т.З. осталась без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, принята на учет для улучшения жилищных условий и значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для улучшения жилищных условий. Эти обстоятельства подтверждаются и материалами дела, на которые суд сослался в решении. Тем самим, ответчиком не оспаривается и право Магамедовой Т.З. на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, принятое на учет для получения жилья. Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев. В соответствии с частью 2 этой статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются некоторым категориям граждан, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В этой же части статьи приведены и другие категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5 Закона). Такие же права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок финансирования предусмотрены и Законом Республики Дагестан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предусмотренные этим Законом Республики Дагестан дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Республики Дагестан (статья 5 Закона). Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утвержден постановлением Правительства РД от 2 июня 2009 года № 161 «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан». В соответствии с этим Порядком дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Отсюда следует, что обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем законодательством возложены на администрации муниципальных районов и городов. В силу приведенных норм законодательства доводы администрации МО «Хасавюртовский район» о том, что она не располагает денежными средствами для исполнения решения суда, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку эти нормативные акты не содержат нормы, согласно которым администрации муниципальных районов и городов освобождаются от своей обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Хасавюртовского районного суда от 11 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий Судьи