Судья <.> Дело № 33-3256-2011 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Махачкала 09 ноября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего: Шихгереева Х.М., судей Зайнудиновой Ш.М. и Ибрагимова С.Р. при секретаре Атаеве Э.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 9 ноября 23011 года дело по кассационной жалобе главы администрации городского округа «город Дагестанские огни» Мурадова И. на решение Дагогнинского городского суда от 04 октября 2011 года. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И., судебная коллегия у с т а н о в и л а : обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 94 от 11 февраля 2011 года «Об отмене распоряжения администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2010 года». В обоснование своих требований она указала, что распоряжением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2008 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка, расположенного по <адрес> г. Дагестанские Огни для индивидуального жилищного строительства» на основании её заявления о предоставлении в собственность земельного участка был утверждены акт выбора места расположения земельного участка за № от 18 августа 2010 года о предварительном согласовании места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства по <адрес> г. Дагестанские Огни, проект границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка площадью 450,4 кв. метров, расположенного по адресу: г. Даг. Огни, <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Этот земельный участок находился в районе мусорной свалки стеклозавода и ею был очищен от мусора, ей было выдано градостроительное заключение главного архитектора г. Даг. Огни от 18 августа 2010 года на застройку участка. После этого, были произведены землеустроительные работы по формированию земельного участка и 23 сентября 2010 года ей выдан межевой план. Несмотря на это, вновь избранный глава администрации городского округа «город Дагестанские Огни» своим постановлением № 94 от 11 февраля 2011 года отменил указанное распоряжение В обоснование отмены распоряжения администрация сослалась на то, что распоряжение главы администрации № 260 от 27 августа 2010 года вынесено с нарушением законных и подзаконных актов, с нарушением прав граждан на земельные участки, которые претендовали на приобретение земельных участков в собственность. При этом, не указаны какие именно законы и подзаконные акты и права какого именно гражданина были нарушены указанным распоряжением. Все необходимые документы об отсутствии у неё и её супруга жилья или другого земельного участка она предоставляла в администрацию и на основании этих документов было вынесено распоряжение, отменяя распоряжение, администрация городского округа не сообщила ей об этом, об этом она узнала только в августе 2011 года, когда ее свекор Гусейнов Г.Г. передал ей конверт с копией постановления главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 94 от 11 февраля 2011 года, до этого в период с 20 октября 2010 года по январь 2011 года она лечилась в Мытищинском противотуберкулезном диспансере в Московской области. После этого с 17 января 2011 года по 19 августа 2011 года она проходила лечение в противотуберкулезном диспансере города Кизилюрта. Поэтому она не смогла ранее обжаловать постановление, в связи с чем просила восстановить ей пропущенный срок обжалования вышеуказанного постановления. Решением Дагогнинского городского суда от 4 октября 2011 года требования удовлетворены, постановление главы администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Мурадова И. М. за № 94 от 11 февраля 2011 года «Об отмене распоряжения администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2010 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка, расположенного по адресу: г. Даг. Огни, <адрес> для индивидуального жилищного строительства» признано незаконным и недействительным с момента его вынесения, на главу администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Мурадова И.М. возложена обязанность предоставить гр-ке в собственность бесплатно однократно земельный участок площадью 450,4 кв. метров, расположенный в кадастровом квартале № по адресу: г. Даг. Огни, <адрес> для индивидуального жилищного строительства и сообщить в месячный срок в письменном виде в суд и Харчиевой А.З. об исполнении решения суда. В своей кассационной жалобе глава администрации городского округа «город Дагестанские огни» Мурадов И. ставит вопрос об отмене решения Дагогнинского городского суда от 04 октября 2011 г. как незаконного и необоснованного, указывая, что судом дело рассмотрено поверхностно без установления фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. В частности, суд не учел, что в соответствии со статьей 32 Закона Республики Дагестан «О земле» администрация вправе, а не обязана предоставить заявителю земельный участок. Вывод суда о том, что администрация была не в праве отказывать заявительнице Харчиевой А.З. в выделении земельного участка не основан на законе. Оспаривая постановление местной администрации, заявительница Харчиева А.З. не ссылается на какие-то нормы закона, кроме того, в соответствии с ЗК РФ по общему правилу предоставление земельного участка производится за плату и по результатам торгов, кроме специально оговоренных в законе случаев. Указанный порядок при издании распоряжения № 260 от 27 августа 2010 года был нарушен, из чего следует, что были нарушены права иных граждан, имеющих право на получение участка. Вывод суда о том, что администрация не вправе самостоятельно отменять вышеуказанное распоряжение без обращения в суд, является необоснованным. Срок обжалования постановления судом восстановлен без оснований, поскольку Харчиева А.З. получила указанное постановление еще в феврале 2011 года, о чем свидетельствует дата на почтовом штампе, проставленном на уведомлении. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Распоряжением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2008 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка, расположенного по <адрес> г. Дагестанские Огни для индивидуального жилищного строительства» на основании заявления Харчиевой А.З. о предоставлении в собственность земельного участка были утверждены акт выбора места расположения земельного участка за № 1808-в от 18 августа 2010 года о предварительном согласовании места размещения объекта для индивидуального жилищного строительства по <адрес> г. Дагестанские Огни, проект границ земельного участка, в обязанность Харчиевой А.С. вменено обеспечение проведения землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка площадью 450,4 кв. метров, расположенного по адресу: г. Даг. Огни, <адрес>. На основании этого распоряжения проведено межевание земельного участка, уполномоченными на то органами изготовлен и Хархиевой А.З. выдан кадастровый паспорт от 11 октября 2010 года № с присвоением земельному участку кадастрового номера № и в этот же день произведен кадастровый учет земельного участка за Харчиевой А.З. Постановлением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» Мурадова И. М. за № 94 от 11 февраля 2011 года «Об отмене распоряжения администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2010 года «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка, расположенного по адресу: г. Даг. Огни, <адрес> для индивидуального жилищного строительства» указанное распоряжение № 260 от 27 августа 2010 года отменено. Заявитель оспаривает постановление об отмене распоряжения, считая, что он носит характер изъятия земельного участка, на который у нее возникло субъективное право, что исключает возможность отмены распоряжения самим муниципальным образованием, в этом случае, как она указывает, ГО «город Дагестанские Огни» могло оспорить ее право путем обращения в суд. Возражая против этих доводов заявителей, администрация ГО «город Дагестанские Огни» указывает, что право Харчиевой А.З. на получение земельного участка не оспаривается, однако, считает, что это право она может реализовать, также как и другие граждане, только путем участия в торгах и за плату, однако, торги на спорный земельный участок не объявлялись и не проводились, Харчиевой А.З. этот участок предоставлен с нарушением норм земельного законодательства, согласно которым граждане вправе получить земельные участки из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, только на торгах и за плату, а также с нарушением прав других граждан, которые имели право на участие в таких торгах. Однако, суд правильно отверг эти доводы администрации МО ГО «город Дагестанские Огни». По общему правилу, предусмотренному статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Это право органа местного самоуправления вытекает из необходимости контроля, в том числе и самоконтроля, за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. Однако, данная норма закона подлежит применению в его системной связи с другими нормами, регулирующими полномочия и права органов по принятию и отмене актов, а также пределы осуществления этих прав. Администрация ГО «город Дагестанские Огни» неправильно восприняла названную норму как предоставляющую органу местного самоуправления, как это усматривается из ее действий, неограниченное право на отмену муниципального правового акта. В соответствии со статьей 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Отсюда следует, что разумность и добросовестность органа местного самоуправления- ГО «город Дагестанские Огни» при принятии решения вопроса о предоставлении земельного участка Харчиевой А.З. предполагается. Отменяя распоряжение о предоставлении земельного участка Харчиевой А.З., администрация ГО «город Дагестанские Огни» сослалась на то, что при предоставлении земельного участка администрацией ГО «город Дагестанские Огни» нарушены требования земельного законодательства, выразившиеся в том, что население не было информировано о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, т.е. в ограничении права других граждан на получение этого же участка. Тем самим, администрация указала на нарушения прав граждан на участие в торгах, которые по мнению ГО «город Дагестанские Огни», свидетельствуют о недействительности (незаконности) вынесенного ею ранее распоряжения. Статья 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулирует права и полномочия органа местного самоуправления по признанию актов, в том числе и собственных, недействительными (незаконными). Ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, недействительным может быть признан только судом (статья 13 ГК РФ), а не каким-либо другим органом. Применяя правила, предусмотренные статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и признавая вынесенное ею ранее распоряжение незаконным, администрация ГО «город Дагестанские Огни» не учла, что право органа местного самоуправления на отмену своих муниципальных правовых актов может быть реализовано без обращения в суд в том случае, если отмена этого акта не затрагивает чьи-либо гражданские права, которые могут быть опорочены только в судебном порядке, в том числе и права того лица, в отношении которого вынесен акт. Как указано выше, из материалов дела следует, что на основании распоряжения администрации ГО «город Дагестанские Огни» проведено межевание земельного участка, изготовлен и Хархиевой А.З. выдан кадастровый паспорт от 11 октября 2010 года № с присвоением земельному участку кадастрового номера №, земельный участок поставлен на кадастровый учет за Харчиевой А.З. Тем самим у Хархиевой А.З. возникло субъективное право, которое может быть оспорено только путем признания указанного кадастрового паспорта и кадастрового учета недействительными. А это означает, что имеется спор, который может быть разрешен только в судебном порядке. Признание ранее вынесенного правового акта незаконным и его отмена имеют целью лишение заявителя гражданских прав, возникших на основе этого акта, и создание ей препятствий в осуществлении права на предоставленный ей земельный участок. Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Признавая свой правовой акт незаконным и на этом основании отменяя его по своему усмотрению с использованием права, предусмотренного статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация ГО «город Дагестанские Огни» лишила Харчиеву А.З. возможности защищать свои права, представлять свои возражения, доводы и основания против признания распоряжения незаконным, т.е. действовала произвольно, злоупотребляя своим правом на отмену своего распоряжения. Между тем, конституционное право на судебную защиту как разновидность основных прав и свобод человека и гражданина не может быть ограничено, оно неотчуждаемо, принадлежит каждому от рождения и признается, гарантируется государством (статья 17 Конституции РФ). Отраслевые нормативные правовые акты (в данном случае- нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») не могут отменять установленное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту, не могут устанавливать процедуры, затрудняющие или делающие невозможным осуществление судебной защиты. Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на судебную защиту) могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ). Однако, администрация ГО «город Дагестанские Огни» истолковала и применила норму Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как позволяющую ей без судебного разбирательства ограничивать права заявителя, без обращения в суд признала ранее принятое ею распоряжение незаконным и отменила его, пользуясь административным усмотрением и действуя недозволенным способом. Кроме того, администрация ГО «город Дагестанские Огни» не учла, что в связи с осуществлением межевания, а также кадастрового учета земельного участка за Харчиевой А.З. административный акт исполнен и у гражданина возникло подлежащее судебной защите субъективное право, т.е. публично-правовые отношения по предоставлению земельных участков прекратились, а возникли (и существуют и поныне) гражданско-правовые правоотношения. Отсюда следует, что основания, по которым администрацией ГО «город Дагестанские Огни» распоряжение о предоставлении земельного участка признавалось незаконным и отменялось, не могут рассматриваться в рамках данного процесса. Поэтому, суд правильно рассмотрел дело и проверил соблюдение администрацией ГО «город Дербент» полномочий на отмену своих постановлений, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения, подлежащие оспариванию только в суде лицом, права которого нарушены. Поскольку распоряжение администрации ГО «город Дагестанские Огни» о предоставлении земельного участка Харчиевой А.З. администрацией ГО «город Дербент» отменено в результате административного усмотрения и злоупотребляя своим правом, предусмотренным статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с нарушением пределов своих полномочий? а также недозволенным способом, т.е. с нарушением требований закона, суд правильно удовлетворил требования Харчиевой А.З., обоснованно признал постановление администрации ГО «город Дагестанские Огни» № 94 от 11 февраля 2011 года «Об отмене распоряжения администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2010 года» незаконным и отменил его. Согласно статье 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (статья 32 ЗК РФ). Такие же права и порядок предусмотрен Законом РД «О земле» 2003 года (статьи 25, 26, 32). Одним из случаев, предусматривающих бесплатное предоставление земельного участка гражданам Российской Федерации на территории Республики Дагестан, является случай, предусмотренный частями 2 и 3 статьи 32 Закона РД «О земле» 2003 года. Согласно этой норме закона гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить однократно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Из материалов дела следует, что Харчиева А.З. отвечает этим условиям, при которых она вправе получить однократно бесплатно земельный участок из земель, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона РД «О земле» предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства из земель муниципальной собственности, производится решением органа местного самоуправления без проведения торгов (аукционов, конкурсов). Соответственно, предоставление Харчиевой А.З. распоряжением администрации городского округа «город Дагестанские Огни» № 260 от 27 августа 2010 года земельного участка без проведения торгов не может считаться нарушением закона. Изложенными обстоятельствами и анализом норм, приведенных выше, оспариваются доводы кассационной жалобы администрации ГО «город Дагестанские Огни» о незаконности решения суда. Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление земельного участка Харчиевой А.З. на основании статьи 32 Закона РД «О земле» является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, противоречит этой норме, поскольку получение земельного участка является правом гражданина, а не органа местного самоуправления, поэтому, праву гражданина должна соответствовать обязанность органа местного самоуправления, т.е. орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину земельный участок при наличии возможности. Администрация ГО «Дагестанские Огни», имея такую возможность исполнила свою обязанность и предоставила Харчиевой А.З. земельный участок. Поэтому, распоряжение администрации № 260 от 27 августа 2010 года основано на законе. Доводы о том, что суд неправильно восстановил Харчиевой А.З. срок на обжалование постановления, нельзя признать основанием для отмены решения суда, поскольку, как это видно из материалов дела, Харчиева А.З. болела, находилась на длительном лечении, что судом призщнано уважительной причиной и является основанием для восстановления указанного срока. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Дагогнинского городского суда от 4 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи