о признании решения УО Пенсионного фонда РФ по РД незаконным и обязании включить в стаж работы



Судья Яралиев Т.М.

Дело № 33-233/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Мамаева И.М.

судей Бейтуллаевой З.А. и Галимовой Р.С.

при секретаре Магомедове О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от 26 января 2011 года дело по кассационной жалобе представителя ответчика - заместителя управляющего ОПФР РФ по РД Сулейманова Н.М. на решение Дербентского городского суда от 15 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Признать решение Управления Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Дербенте от 26 октября 2010 года № 560 незаконным и обязать его включить (засчитать) в стаж работы, дающий Исмаилову М.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 2 ноября 1985 года по 9 ноября 1987 года».

Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения истца Исмаилова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исмаилов М.Г. обратился в суд с иском к Управлению Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Дербент в связи с отказом в досрочном назначении ему трудовой пенсии, ссылаясь на то, что он более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, действующим законодательством для данной категории лиц предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии, однако Управлением ОПФ РФ по РД в г. Дербент ему в назначении пенсии необоснованно отказано. Он проработал в учреждениях для детей и осуществлял в них педагогическую деятельность более 25 лет. С 15 августа 1985 года он работал учителем начальных классов совхозной средней школы Кизлярского района РД. Со 2 ноября 1985 года по 9 ноября 1987 года он служил в рядах Советской Армии по призыву на срочную службу. С 03 декабря 1987 года работал в средней школе № 19 г. Дербента и продолжает заниматься педагогической деятельностью по настоящее время.

Таким образом, он приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с чем обратился в Управление Отделения Пенсионного фонда РФ по РД в г. Дербент для ее назначения. Ответчик решением от 26 октября 2010 года № 560, в назначении ему досрочной трудовой пенсии отказал по мотивам отсутствия у него необходимо стажа работы - 25 лет со ссылкой на то обстоятельство, что период прохождения им срочной службы в Советской Армии не может быть учтен и засчитываться в специальный трудовой стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Истец полагает отказ Управления Пенсионного фонда необоснованным, поскольку в указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «"г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период его срочной военной службы в Вооруженных силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, а потому он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. С учетом изложенного считает, что отказ пенсионного фонда нарушает его конституционное право на социальное обеспечение, а потому просит иск удовлетворить.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе заместителя управляющего ОПФР РФ по РД Сулейманова Н.М. (на основании приказа о распределении полномочий за № 333 от 1 июля 2010 года) содержится просьба об отмене состоявшегося по делу решения суда, как вынесенного с существенными нарушениями норм материального права и процессуального права.

Согласно ст.27 п.1 п.п.19 Закона 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно ст. 10 п.1 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, Списку работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781-служба в рядах СА не поименовано списком. Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года №1397 учителям и другим работникам просвещения назначается при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Указанная работа подлежала зачету в стаж при определенных условиях. В силу п.4 данного Положения службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На основании Постановления Совета Министров РФ № 953 от 22 сентября 1993 года не применяется на территории РФ Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года№1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». На момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, то есть Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование не предусматривает возможность зачета в льготный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, период службы в Вооруженных Силах СССР, следовательно, отказ Управления ОПФ РФ по РД в г. Дербент является правомерным.

На основании вышеизложенного подлежат зачету в льготный педагогический стаж все периоды работы Исмаилова М. Г., а служба в составе Вооруженных Сил СССР не подлежат зачету в льготный педагогический стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В возражениях относительно кассационной жалобы истец Исмаилов М.Г. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела по доводам кассационной жалобы представителя ответчика, обсудив доводы письменного возражения истца, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, как законное и обоснованное.

Как установлено судом, истец Исмаилов М.Г. с 15 августа 1985 года работал учителем начальных классов совхозной средней школы Кизлярского района РД. Со 2 ноября 1985 года по 9 ноября 1987 года служил в рядах Советской Армии по призыву на срочную военную службу. С 03 декабря 1987 года работал в средней школе № 19 г. Дербента и продолжает заниматься педагогической деятельностью по настоящее время.

Эти обстоятельства подтверждены письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.

Установлено также, что ГУ ОПФР по РД отказано Исмаилову М.Г. во включении в трудовой стаж его педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения им срочной военной службы в Советской Армии со 2 ноября 1985 года по 9 ноября 1987 года, что лишило истца возможности получать досрочную трудовую пенсию.

Суд обоснованно признал указанные действия ГУ ОПФР по РД незаконными.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Право на трудовую пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 27 названного закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня вступления в силу названного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Однако согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации, указав, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике

Исходя из изложенного, суд первой инстанции при разрешении требований Исмаилова М.Г. о зачете периода срочной военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обоснованно руководствовался нормативно-правовым актом, действовавшим в период прохождения им военной службы по призыву.

Как было указано выше, Исмаилов М.Г. проходил срочную военную службу в период со 2 ноября 1985 года по 9 ноября 1987 года. В указанный юридически значимый период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Данный нормативно-правовой акт утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

Подпунктом «г» пункта 1 названного выше Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку срочная военная служба Исмаилова М.Г. в Советской Армии по призыву имела место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, период службы истца подлежит включению в его стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения Исмаилова М.Г. за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Как правильно указано в решении суда первой инстанции, иное толкование и применение пенсионного законодательства противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации и нарушает права и охраняемые законом интересы истца Исмаилова М.Г.

Доводы ответчика о том, что действующим на момент обращения Исмаилова М.Г. за назначением досрочной трудовой пенсии законодательством (Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, Списком работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781) не предусмотрено зачисление времени срочной военной службы в стаж работы по специальности, не имеют правообразующего значения по делу, поскольку, как было указано выше, срочная военная служба Исмаилова М.Г. в Советской Армии по призыву имела место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, на который ссылается ответчик.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Изложенным опровергаются доводы кассационной жалобы представителя ответчика. Доводы жалобы о том, что постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года за № 70 утверждено Разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому включение в стаж работы в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, периодов работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа) возможно лишь в том случае, если такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет, а при отсутствии такого стажа исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ следует производить в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости в том числе досрочно назначаемой, не могут быть приняты во внимание, как противоречащие статье 55 Конституции Российской Федерации.

Предусмотренных ст. ст. 361-362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дербентского городского суда от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя управляющего ГУ ОПФР по РД Сулейманова Н.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200