Судья Магомедов А.Ю. Дело № 33-3098/2010 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Мамаева И.М. судей Бейтуллаевой З.А. и Галимовой Р.С. при секретаре Джабраиловой З.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в города Махачкала от 26 января 2011года дело по кассационной жалобе министра труда и социального развития Республики Дагестан Эфендиева И.И. на решение Буйнакского районного суда РД от 27 сентября 2010 года, которым постановлено: «Заявление удовлетворить. Признать незаконными действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по отказу во включении Алибековой П.А., как вдовы участника ВОВ, в списки получателей субсидии на приобретение жилья. Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан включить в списки получателей субсидий на приобретение жилья. Признать незаконным бездействие Администрации МО «Буйнакский район», в результате чего Алибековой ПА. не была уведомлена о результатах рассмотрения ее заявления и обязать администрацию МО «Буйнакский район» вновь направить документы Алибековой П.А. в Министерство труда и социального развития РД». Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения представителя заявителя Алибековой П.А. Батырмурзаева Н.А. (на основании доверенности от 24 января 2011 года), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Заявитель Алибекова П.А. обратилась в суд с требованиями о признании незаконными действий Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по отказу во включении её, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в списки получателей субсидии на приобретение жилья, и бездействия Администрации муниципального образования «Буйнакский район», выразившихся в том, что она не была уведомлена о результатах рассмотрения ее заявления, указывая на то, что проживает в <адрес> в домовладении площадью 56 кв.м., вместе с ней одной семьей с ведением общего хозяйства проживают сын Батырмурзаев Н.А., <дата> года рождения, сноха Батырмурзаева Д.Н., <дата> года рождения, и внуки Батырмурзаев А.Н., <дата> года рождения, Батырмурзаев А.Н., <дата> года рождения, и Батырмурзаев Н.Н., <дата> года рождения. Согласно Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления. С учетом внесенных ФЗ от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ изменений, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РД установлен размер безвозмездной субсидии на приобретение жилья, который с 1 апреля 2010 г.составляет 819 000 рублей. Её муж являлся ветераном Великой Отечественной войны. Она 1918 года рождения. Поскольку она не обеспечена жильем по установленным нормам, она, как вдова ветерана ВОВ, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение указанной субсидии на приобретение жилья, однако ей в этом необоснованно отказано. Администрация района и Минтруд РД приняли ее документы на рассмотрение, однако бездействуют и не принимают письменного решения об отказе или в удовлетворении предоставлении субсидии на приобретения жилья чем она считает нарушаются ее права и законные интересы предоставленные ее вышеуказанными нормами права. По изложенным основаниям заявитель просила обязать администрацию муниципального образования «Буйнакский район» вновь направить её документы в Министерство труда и социального развития РД, возложив на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан обязанность включить её в списки получателей субсидий на приобретение жилья. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе министра труда и социального развития РД Эфендиева И.И. содержится просьба об отмене решения суда, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом дана неправильная правовая оценка обстоятельствам дела. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно Решению Собрания депутатов муниципального образования «Буйнакский район» учетная норма принятия на учет граждан в муниципальном образовании «Буйнакский район» составляет 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Согласно техническому паспорту на жилой дом, владельцем которого является Алибекова П.А., следует, что общая площадь данного дома составляет 56 кв.м. Как следует из искового заявления Алибековой П.А. совместно с ней в принадлежащем ей жилом доме проживают следующие лица: 1. - сын, <дата>.р. 2. - сноха, <дата>р. 3. - внук, <дата>р. 4. - внук, <дата>р. 5. - внук, <дата>. Для определения нуждаемости Алибековой П.А. в улучшении жилищных условий общая площадь жилого помещения, владельцем. которого она является, делится на количество членов семьи Алибековой П.А. совместно с ней проживающих. Так как в соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, то обеспеченность жильем членов семьи Алибековой П.А. составит 56 кв.м. : 2 чел. = 28 кв.м., что превышает учетную норму (12 кв.м.) по муниципальному образованию «Буйнакский район». Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Алибекова П.А. не нуждается в улучшении жилищных условий. Администрации муниципальных районов и городских представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела, оформленные в установленном порядке. В случае не оформления в установленном порядке учётного дела Алибековой П.А. она не может быть включена в списки лиц - получателей безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий. Кроме того, получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер. Заявление подается лично каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов. Такое заявление также отсутствует. Выводы суда о том, что заявление может быть подано Алибековой П.А. в будушем необоснованны, так как на момент отказа Министерства заявление отсутствовало. Следовательно, отказ Министерства был законным. Проверив материалы дела в соответствии с правилами части 2 статьи 247 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьей 12 ГПК РФ суду надлежало уточнить требования заявителя, что не было сделано. Судом первой инстанции не принято предусмотренных ГПК РФ мер к установлению юридически значимых обстоятельств дела, существенно нарушены при рассмотрении дела нормы процессуального права, допущено неправильное применение норм материального права. В соответствии со ст. 147 ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей. В нарушение приведенной нормы, требований ст. ст. 148-150 ГПК РФ судом не проведена подготовка дела к судебному разбирательству, определение по данному вопросу вынесено судьей формально, в нем не определены юридически значимые обстоятельства дела, не распределено бремя их доказывания между сторонами. Согласно ст. 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: - уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; - определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; - разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; - представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле и примирение сторон. Указанным требованиям определение судьи от 7 сентября 2010 года о подготовке дела к судебному разбирательству не отвечает (л.д. 1). Отсутствие надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству лишило суд возможности уточнить требования заявителя и надлежаще исследовать юридически значимые обстоятельства дела. Обращаясь в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ, Алибекова П.А. в своем заявлении ссылается на устный отказ в выплате ей жилищной субсидии, как вдове участника ВОВ, ввиду необходимости в судебном порядке признать её сына , сноху , внуков , и членами её семьи. В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Доводы кассационной жалобы о том, что судом без достаточных к тому оснований принято решение о признании бездействия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по отказу во включении Алибековой П.А. в списки получателей субсидии на приобретение жилья, как вдовы участника ВОВ, поскольку такое решение Министерством не принималось, заявление Алибековой П.А. о выдаче субсидии в министерство не поступало, оформленное администрацией муниципального образования в установленном законом порядке учетное дело Алибековой П.А., как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в министерство не представлено, правоустанавливающие документы на жилое помещение, в котором проживает Алибекова П.А. отсутствует. Эти доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела. Аналогичные доводы были приведены и в представленном суду первой инстанции письменном возражении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на заявление Алибековой П.А., однако судом они оставлены без внимания (л.д. 36-40). Рассматривая заявление Алибековой П.А. в порядке ст. 254 ГПК РФ, суд в отсутствие требований Алибековой П.А. об установлении юридического факта вошел в обсуждение вопроса о наличии между заявителем и указанными в составе её семьи лицами семейных отношений, необоснованно переложив при этом бремя доказывания указанных обстоятельств на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан. Как следует из материалов дела, муж заявителя Алибековой П.А. Батырцмурзаев А. являлся участником Великой Отечественной войны. Это обстоятельство подтверждается справкой объединенного военного комиссариата города Буйнакск от 28 ноября 2006 года. Наличие у Алибековой П.А. статуса вдовы участника Великой Отечественной войны лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с этой нормой члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» форма предоставления указанных в Законе «О ветеранах» мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Форма и порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий установлены постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что нуждаемость лица, претендующего на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, подлежит доказыванию этим лицом и должна быть установлена компетентным органом местного самоуправления при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд первой инстанции признал установленным, что Алибекова П.А. является собственником общей жилого дома площадью 56 кв.м., имеет в составе семьи 5 человек и нуждается в улучшении жилищных условий, однако не привел в своем решении отвечающих требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательств в подтверждение этого обстоятельства. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как следует из материалов дела, установленная в Буйнакском районе Республики Дагестан учетная норма жилой площади составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. В исковом заявлении Алибековой П.А. указано, что она является собственником домостроения общей площадью 56 кв.м., в котором совместно с ней в качестве членов её семьи проживают: сын , <дата> рождения, сноха , <дата> рождения, внуки , <дата> рождения, , <дата> года рождения, и , <дата> года рождения. Согласно статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Указанные обстоятельства, являющиеся юридически значимыми по делу, судом не исследованы. Суд не выяснил, проживают ли перечисленные выше лица в принадлежащем Алибековой П.А. жилом доме, когда и в каком качестве они были вселены в него, имеет ли место ведение ими общего совместного с Алибековой П.А. хозяйства. Отсутствуют в деле и доказательства принадлежности заявителю жилого дома. Суд ограничился исследованием технического паспорта на дом и домовой книги, оформленных в феврале 2010 года - после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», тогда как после введения в действие названного федерального закона органы БТИ осуществляют лишь техническую регистрацию объектов недвижимости. Следовательно, выданный в 2010 году филиалом ФГУП «Дагтехинвентаризация» по Буйнакскому району технический паспорт на дом не может быть признан правоустанавливающим документом. Суд не исследовал похозяйственные книги муниципального образования «Сельсовет Эрпелинский» с целью выяснения принадлежности жилого дома, не установил, открыт ли лицевой счет на имя Алибековой П.А. и с какого времени, какое домостроение значится ли за ней на праве собственности, кто из указанных выше лиц и с какого времени значится в составе семьи Алибековой П.А., имеют ли внуки заявителя собственную семью, открыт ли (открывался ли ранее) отдельный лицевой счет на кого-либо из перечисленных в заявлении Алибековой П.А. в качестве членов её семьи граждан. Суд не уточнил требования заявителя и не предложил Алибековой П.А. представить отвечающие требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательства отсутствия жилья на праве собственности либо по договору социального найма у , , , и , указанных ею в заявлении в качестве членов её семьи. В материалах дела отсутствуют справки органов УФРС по РД, БТИ Буйнакского района и администрации села об отсутствии (наличии) у них такого жилья. Паспорта указанных лиц судом не исследованы, что имело значение для уточнения места и времени их регистрации. Из приобщенной к материалам дела копии домовой книги на имя Алибековой П.А. следует, что её внуки , <дата> года рождения, , <дата> рождения, и , <дата> рождения, прописаны в спорном доме, соответственно, с 1999 года, с 2004 года и с 2004 года, то есть не с момента их рождения. В этой связи суду надлежало выяснить, по какому адресу были они зарегистрированы ранее, где они проживают в настоящее время, имея ввиду, что регистрация лица по месту жительства собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Ссылка суда на то, что Министерство труда и социального развития Республики Дагестан должно было доказывать обстоятельства, в силу которых указанные Алибековой П.А. в качестве членов её семьи лица (невестка и внуки заявителя) подлежат исключению из состава членов семьи Алибековой П.А., не основана на законе, противоречит положениям ст. ст. 249, 254 ГПК РФ, а также части 1 статьи 31 ЖК РФ. Признавая незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Буйнакский район», выразившиеся в том, что Алибекова П.А. не была уведомлена о результатах рассмотрения ее заявления, суд, как усматривается из протокола судебного заседания, не исследовал указанное заявление, не установил, когда и в какой орган оно было подано заявителем, какая просьба содержалась в нём. В нарушение требований ст. ст. 196-198 ГПК РФ решение суда в этой части не мотивировано. При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. При новом рассмотрении дела суду надлежит уточнить требования заявителя, определить нормы гражданского процессуального права, в соответствии с которыми они подлежат разрешению, принять меры к установлению юридически значимых обстоятельств дела и принять законное решение. Руководствуясь ст. ст. 361-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Буйнакского районного суда города Махачкалы от 27 сентября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: Судьи: