Судья <.> Дело № 33 – 2946 – 2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Махачкала 14 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – Мамаева И.М. судей – Абдулхалимова М.М. и Бейтуллаевой З.А. при секретаре – Саладихановой С.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ВрИО Министра труда и социального развития РД Каллаева С.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01 августа 2011 года, которым постановлено: «Исковые требования Халилова Хабибулы Халидовича к Министерству труда и социального развития РД о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удовлетворить. Обязать Министерство труда и социального развития РД включить Халилова Хабибулу Халиловича в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, предоставить Халилову Хабибуле Халиловичу безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета из расчета общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади, установленной Федеральным органом исполнительной власти по субъекту РФ». Заслушав доклад судьи Абдулхалимова М.М., объяснения представителей Министерства труда и социального развития РД по доверенности Джамаева М.М. и Гаджимурадовой М.А., просивших решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать, и представителя Халилова Х.Х. по доверенности Халилова М.Х., просившего решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Халилов Х.Х. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития РД (далее – Минтруд РД) о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В обоснование иска указал, что он, являясь инвалидом Великой Отечественной войны, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Его неоднократные обращения в различные инстанции по поводу обеспечения его жильем, остались без ответа. В 2009 г. Минтруд РД порекомендовало ему по поводу выделения жилья обратиться в администрацию г. Махачкалы. Письмом от 03.11.2010 г. из администрации г. Махачкалы ему сообщено, что он состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма за № 1575. Во всех ответах ему сообщают, что для получения жилья он должен был состоять на учете до 01.03.2005 г. Фактически он еще в 1994 г. состоял в списке очередников под № 5, в связи с чем, ему должна быть предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ВрИО Министра труда и социального развития РД Каллаев С.Г. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что в соответствие со ст. ст. 14, 15, 17 и 18 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется указанным категориям граждан, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, один раз. В соответствии с постановлением Правительства РД от 30 марта 2005 года № 54 «Об организации работы по выплате средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на улучшение жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г. Махачкале» Правительством РД Минтруду РД были выделены денежные средства в размере <.>. руб. для выплаты денежных средств остронуждающимся участникам Великой Отечественной войны, проживающим в г. Махачкале, в установленном порядке состоявшим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года и ранее не получавшим жилье. В соответствии с пунктом 5 Порядка финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г. Махачкале, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан Минтрудом РД были перечислены Халилову Х.Х. на его лицевой счет денежные средства в размере <.> руб. на основании постановления Правительства РД от 30 марта 2005 года № 54 и <.> руб. в соответствии с распоряжением Правительства РД от 21 июля 2005 года № 179-р. Всего денежные средства на общую сумму <.> рублей. Согласно статье 56 ЖК РФ Халилов Х.Х. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с получением им в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РД от 25 декабря 2007 года № 348 формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит указаний на то, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий участники Великой Отечественной войны в качестве меры социальной поддержки обеспечиваются жильем один раз именно только за счет средств федерального бюджета. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке. Указанные основания по делу имеются. Как усматривается из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами по делу, Халилов Х.Х. является инвалидом Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны (удостоверение серии Р № 515438 от 02.08.2000 г. – л.д.7). В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. При этом установлено, что инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Постановлением Правительства РД от 30 марта 2005 года № 54 «Об организации работы по выплате средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на улучшение жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г. Махачкале» Правительством РД Минтруду РД были выделены денежные средства в размере <.>. руб. для выплаты денежных средств остронуждающимся участникам Великой Отечественной войны, проживающим в г. Махачкале, в установленном порядке состоявшим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года и ранее не получавшим жилье. Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу в соответствии с пунктом 5 Порядка финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий остронуждающихся участников Великой Отечественной войны, проживающих в г. Махачкале, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, Минтрудом РД на лицевой счет Халилова Х.Х. были перечислены денежные средства в размере <.> руб. на основании постановления Правительства РД от 30 марта 2005 года № 54. Удовлетворяя исковые требования Халилова Х.Х., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что получение Халиловым Х.Х. денежных средств в сумме <.> руб. на улучшение жилищных условий нельзя рассматривать в качестве предоставления ему меры социальной поддержки в соответствие с положениями Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, поскольку последним установлено, что данная мера социальной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, тогда как полученные Халиловым Х.Х. денежные средства были выделены из бюджета Республики Дагестан. Указанный вывод судебная коллегия считает необоснованным и основанным на неправильном толковании норм материального права. В соответствие с п. 3 ст. 8 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 9 данного Закона). В соответствие с ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). При этом, не смотря на то, что в соответствие с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные статьей 14 настоящего Федерального закона (в том числе по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, данный Закон не содержит положений, ограничивающих возможность осуществления финансирования указанных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, получение Халиловым Х.Х. денежных средств в сумме <.> руб. из бюджета Республики Дагестан на улучшение жилищных условий на основании постановления Правительства РД от 30 марта 2005 года № 54, следует рассматривать как реализацию гарантированной ему п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки в виде обеспечения его жильем как инвалида Великой Отечественной войны, нуждавшегося в улучшении жилищных условий. В этой связи удовлетворение заявленных исковых требований Халилова Х.Х. о включении его в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении на Минтруд РД обязанности предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета следует рассматривать как предоставление Халилову Х.Х. возможности получения данной меры социальной поддержки во второй раз, что противоречит положению п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. В соответствие с п. 2 ч. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствие с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 марта 2005 г. № 20 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2005 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета» средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных субсидий, выделяемых в соответствии с планами на II квартал 2005 г., для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений по Республике Дагестан была определена в размере <.> руб. Как усматривается из материалов дела денежные средства на улучшение жилищных условий в сумме <.> руб. были перечислены на расчетный счет Халилова Х.Х. 22 апреля 2005 г., что, исходя из установленной на II квартал 2005 г. средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади обеспечивало возможность приобретения им жилья общей площадью 39,1 кв. м. (367865 : 9400), что превышает установленную Законом норму обеспечения (36 кв. м.). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что мера социальной поддержки в виде обеспечения Халилова Х.Х. жильем была предоставлена ему в полном объеме, предусмотренном ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. На основании изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены по делу с достаточной полнотой, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Халилова Х.Х., не передавая дело на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА : Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 01 августа 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Халилова Хабибулы Халидовича к Министерству труда и социального развития РД о включении его в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить ему безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Председательствующий Судьи