Судья Мустафаев С.М. Дело № 33- 1059 /2011г. Кассационное определение 13.04.2011г. г.Махачкала. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Шихгереева Х.И., судей Галимовой Р.С. и Гаджиева Б.Г., при секретаре Кадырове А.О. рассмотрела в открытом судебном заседании от 13.04.2011г. дело по кассационной жалобе представителя Администрации ГО"г.Дербент" М.М. Сеидова на решение Дербентского городского суда от 25.02.2011г., которым постановлено: Иск Михралиевой Н. М. удовлетворить. Обязать администрацию Городского округа "город Дербент" в соответствии со статьями 15 ч.2, 50 ЖК РФ предоставить Михралиевой Н. М. на состав семьи из четырех человек жилое помещение. Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С., объяснения представителя Михралиевой Н.М. ФИО10(ордер от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия Установила: Михралиева Н.М. обратилась в суд с иском к администрации Городского Округа «город Дербент» об обязании предоставить ей жилое помещение, состоящее из двух комнат, мотивируя требования тем, что в № году с ее мужем ФИО12, работавшим водителем автоколонны 1735. случился несчастный случай на производстве и он погиб. В апреле 1990года ее поставили в очередь на получение жилья в городском жилищном отделе и она была включена в списки очередников на получение жилья. До 1994 года она числилась в списках по<адрес>, а с 1994г.- в списках по<адрес>. Однако в течение более 20 лет ей жилье не предоставили. При этом руководители местного самоуправления отказ в предоставлении жилья мотивируют отсутствием источников финансирования и тем, что в списках очередности она не состояла. По поводу неправомерного снятия с учета и восстановления в списках очередности на предоставление жилого помещения она обратилась в суд, который своим решением от 24 ноября 2010года обязал администрацию города Дербента восстановить ее в прежних списках очередности на получение жилья как семью погибшего на производстве с 18 апреля 1990 года и теперь оказалось, что ее вообще исключили из списков. Пока ее документы находились у ответчика в течение более 20 лет, руководители исполкома (администрации города) ФИО13 распределяли жилье угодным им лицам. При этом они не соблюдали принцип социальной справедливости, закрепленный в Конституции РФ в статьях 2 и 7. На ее заявления и жалобы по поводу непредоставления жилья или земельного участка ей давали ответы -отписки. В соответствии со ст.36 ч.1 п.8 ЖК РСФСР одинокие матери и семьи погибших на производстве, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в ч.2 ст. 132 ЖК РСФСР, о чем указано в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 года. Все это время она живет в доме свекра, с которым не ведет общего хозяйства. Она и ее дети не обеспечены жильем. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представителя Администрации ГО"г.Дербент" М.М. Сеидова содержится просьба об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе по тем основаниям, что решение является незаконным. Указывается на то, что в соответствии с ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается Законом соответствующего субъекта РФ. Так, согласно ст. 11 Закона Республики Дагестан «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в РД» от 03.02.2006г. №2, омс ежегодно не позднее первого квартала проводят перерегистрацию малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В случае, если у малоимущего гражданина за истекший период не произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, оформляется соответствующая расписка гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее предоставленных сведений. Согласно архивной выписке из проекта решения Дербентского горисполкома от 18 апреля 1990г., Михралиева Н.М. поставлена в очередь на получение квартиры в домах местного Совета по списку семей, погибших на производстве. С 1990г. по настоящее время, несмотря на объявления, размещенные в местной газете, а также то, что она неоднократно в устной и в письменной форме, в последний раз 28 октября 2010г., извещалась о необходимости явки в жилищный отдел администрации городского округа «горд Дербент», Михралиева Н. ни разу не явилась и перерегистрацию не прошла. Указанное обстоятельство явилось основанием тому, что именно по вине Михралиевой Н.М. администрацией г.Дербента после 1990г. она не была включена ни в какие списки жилищной очереди. Новый Жилищный кодекс РФ не содержит нормы, предусматривающей льготное получение жилья семьям, погибших на производстве лиц. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом. Кроме того, по общему правилу искового производства и гражданского Судом в решении указано, что представитель администрации городского округа «город Дербент», будучи надлежащим образом, извещен о времени рассмотрения дела, в суд не явился. Этот вывод суда является незаконным, так как в день рассмотрения дела для принятия участия в деле явился начальник отдела начальник жилищного отдела администрации г.Дербента, которого суд не допустил к участию в деле, со ссылкой на отсутствие у него доверенности от имени главы администрации. Вместе с тем, Уставом Муниципального казенного предприятия «Отдел по учету распределению и приватизации жилья администрации города Дербента», начальник предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы. В связи с этим полагает, что данным обстоятельством нарушены права администрации городского округа на защиту. При рассмотрении дела судом также было нарушено требования ст.ст. 134 ч.2 и 220 ГПК РФ, согласно которым судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Данный спор был предметом судебного разбирательства и по нему имеется вступившее в законную силу решение Дербентского городского суда от 03 июня 2010г. (судья Алибалаев Ш.М.) Таким образом, возложение решением суда обязанности по предоставлению жилья Михралиевой Н.М. на администрацию г.Дербента является незаконным и противоречит действующему законодательству. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В силу ч.2 ст.6 федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3- 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений указанной части. Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г. Как видно из материалов дела, Михралиева Н.М. состояла в очереди на получение квартиры в качестве семьи, погибшего на производстве под номером 1. Данное обстоятельство подтверждается решением Дербентского горисполкома от 18 апреля 1990 за № 124 видно, из которого следует, что Михралиева Н., проживающая по ул. Исмаилова 7, не работающая, состав семьи 4 человека поставлена в очередь на получение квартиры в домах местного Совета в очередь семей погибших на производстве. Михралиева Н. должна быть обеспечена жильем как семья погибшего на производстве. Судом установлено, истица была поставлено в очередь на получение жилья, в соответствии с действующим на момент постановки на учет Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года за № 335, согласно которому семьям погибших на производстве в результате несчастного случая жилье предоставлялось в первоочередном порядке. Названное постановление утратило силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного Кодекса РФ. При вынесении Дербентским городским судом решения от 03.06.2010г., которым Михралиевой Н.М. было отказано в удовлетворении иска об обязания Администрации г.Дербент предоставить жилье, она в списках очередников на получение жилья не значилась. Вступившим в законную силу решением Дербентского городского суда от 24.11.2010г. истица восстановлена в списках очередности на получение жилья с 18 апреля 1990г. В связи с изложенным доводы жалобы о том, что по данному спору имеется вступившее в законную силу решение суда от 3 июня 2010года, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в данном случае иск предъявлен по другим основаниям, поэтому не подпадает под действие абзаца 6 ст.220 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия Определила: Решение Дербентского городского суда от 25.02.2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. <.> <.>
законодательства, предусмотрен срок исковой давности 3 года для
обращения в суд за защитой своего права. Судом данный вопрос не рассмотрен и решение в части восстановления срока исковой давности не принято.