Кассационное определение



<.>

Дело № 33-2403 2011 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала 17 августа 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Шихгереева Х.И.

судей - Загирова Н.В., Зайнудиновой Ш.М.

при секретаре – Хираеве Ш.М.

с участием прокурора – Багомаева А.М.

рассмотрела кассационную жалобу Магомедова Н.Р. на решение Каякентского районного суда от 12 июля 2011 года, которым постановлено: «1.Признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования сельского поселения «сельсовет Нововикринский»» Каякентского района РД, которое заключается в отсутствие надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.

2.Обязать администрацию МО «Сельсовет Нововиринский»» Каякентского района РД организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор, вывоз и утилизацию ими переработку бытовых и промышленных отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

Обязать MP «Каякентский район» организовать утилизацию и пepepaботку бытовых отходов выбрасываемых МО «сельсовет Нововиринский» в мусоросвалку, расположенная в границах «селения Нововикринский» в соответствии с действующим законодательством, в срок до 10.01.2012 года.

-организовать уборку мест общего пользования на территории с. Нововикри Каякентского района РД от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-8Е «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР от <дата> ;

-организовать разработку и принятие в соответствии с п. З ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории <адрес> РД, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль бумага к другие) в срок до <дата>;

- организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от <дата> N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса выполнение в срок до <дата> следующих мероприятий в области регулирования Тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

а) разработку и представление на утверждение в соответствии с документами территориального планированиям муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной
программы организаций коммунального комплекса - программы финансирования и строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее разработку, рассмотрение и утверждение;

- в срок до <дата> года разработать в соответствии с ""Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории <адрес>;

- в срок до <дата> года в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> . установить предельные сроки вывоза бытовых отходов, льготы и преимущества для отдельных категорий потребителей, режим работы муниципальных организаций, оказывающих уступ, по вывозу бытовых отходов.

-в срок до <дата> в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 2.<дата>-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным и санитарным врачом РФ <дата> организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО «сельсовет Нововикринский», предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели.

3.Обязать МУП ЖКХ «ВИКРИ»:

-обеспечить вывоз бытовых отходов по заключенным договоримте потребителями <адрес> соответствии с санитарными правилами и нормами - СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Минздравом СССР <дата> N 4690 88. ГОСТом Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" принятым постановлением Госстандарта РФ от <дата> N 158-СТ, Правилам и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от <дата> N 170, с учетом сезонных и климатических условий;

- осуществить размещение бытовых отходов, полученных от потребителей услуг <адрес>, на оборудованном в соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства полигоне отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов;

- в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 155. вывесить в <адрес> в удобном для ознакомления потребителей месте Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, установленные органов местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг гарантийные обязательства исполнителя услуг сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей, в срок до <дата>;

- получить лицензию на оборот опасных отходов в cpок до <дата>.

- запретить размещение твердо бытовые отходы на полигоне оборудованном на земельном участке, расположенном в юго-западной окраине села <адрес> на расстоянии 300 м. от жилых домов указанного села, кадастровый квартал 05:08 000054

- в срок до <дата> на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном на юго-западной окраине села Нововикри, на рассатоянии 300 м. от жилых домов, на земельном участке в кадастровом квартале 05:08:000054 произвести санацию и рекультивацию».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы главы МО «село сельсовет Нововикринский» Магомедова Н.Р., просившего отменить решение суда, доводы представителя Управления Роспотребнадзора по РД Лукманова М.З., просившего отменить решение суда в части, заключение прокурора Багомаева А.М., просившего отменить решение суда в части, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД МУП ЖКХ «Викри» <адрес> РД о признании бездействия незаконными понуждении к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Алибавматов А.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по следующим основаниям.

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обороте отходов производства и потребления на территории муниципального образования «сельсовет Нововикринский» <адрес> РД.

Проверкой установлено, что в 2010 году по результатам проведенной надзорной проверки было установлено, что на территории МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> допускаются следующие нарушения природоохранного законодательства при обороте отходов:

- в местах общего пользования на территории села отсутствуют контейнеры для сбора мусора:

- при въезде в село и в самом населенном пункте допускается
несанкционированное размещение бытовых отходов;

- планово-санитарная очистка территории села не налажена, вывоз отходов потреблении осуществляется 2 раза в неделю, т.е. без учета климатических условий;

- вывозимые отходы складируются и хранятся на необорудованном полигон» расположенном на окраине села;

В целях устранения указанных нарушений законов в адрес главы MP «<адрес>» внесено представление от <дата> за , которое было рассмотрено.

Из ответа на представление от 09.04..2010 года следует, что территория населенного пункта очищена от бытовых отходов.

При проведении надзорной проверки в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений законов установлено следующее.

Ранее выявленные нарушения законов в сфере оборота отходов на территории муниципального образования «сельсовет Нововикринский» <адрес> в полном объеме не устранены.

Деятельность по сбору твердых бытовых отходов и вывозу бытовых отходов образуемых от жизнедеятельности населения <адрес>, на основании письменных договоров с жителями села на территории МО «Нововикринский осуществляет МУП ЖКХ «Викри».

В местах общего пользования на территории населенного пункта <адрес> отсутствуют баки для сбора бытовых отходов.

Вывоз бытовых отходов населения села осуществляется 2 раза в неделю.

Для этой цели по улицам поселка проезжает трактор на лафет осуществляется загрузка бытовых отходов из индивидуальных домовладений.

За услуги по вывозу бытовых отходов указанное МУП ЖКХ «Викри» собирает граждан деньги в размере 17р.93 коп. за 1 куб м. отходов.

В нарушение Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> в поселке в удобном для ознакомления месте не вывешены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления, тарифы по оказанию услуг, гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей (п.4).

Вывозимые бытовые отходы МУП ЖКХ «Викри» размещает на указанном главой МО «сельсовет Нововикринский» полигоне.

Земельный участок для организации полигона выбран <дата> в кадастровом квартале 05:08 000054 комиссией в составе представителей райкомзема, райземкадастра районного комитета по экологии, госпожнадзора, райархитектуры и главы администрации <адрес>.

Отсутствуют документы о предоставлении земельного участка МУП ЖКХ «Викри»» на каком—либо праве либо передаче ему организованного полигона.

На момент проверки, а именно <дата>, на указанном полигоне на площади с размерами 70 х 20 метров размещены отходы: битое стекло, остатки стройматериалов, емкости из-под горючесмазочных материалов, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты бумага, остатки разбитого шифера и т.д., чем захламлен земельный участок. На полигоне идет процесс разложения размещенных отходов, вследствие чего имеется неприятный запах.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды отходы производств; и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасные для окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потреблении подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быта безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

На данное решение главой МО «сельсовет Нововикринский» Магомедовым Н.Р. подана кассационная жалоба с просьбой об его отмене, ссылаясь на то, решением суда администрацию МО «сельсовет Нововикринский» обязывают на территории поселения заниматься утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов. Тогда как в соответствии с ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов должен заниматься муниципальный район, а администрация МО «сельсовет Нововикринский» имеет статус сельского поселения, который в свою очередь в соответствии с указанным законом должна заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статья 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 18 статьи 14 Федерального закона от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что по результатам проведенной проверки исполняющему обязанности главы МО «сельсовет Нововикринский» Гасайниеву А.М. внесено представление от <дата> об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления с указанием на изложенные в исковом заявлении нарушения закона. Однако на день контрольной проверки, а именно <дата>, указанные нарушения закона ответчиками не устранены и имеют место, что следует из справки о результатах проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципальных образований <адрес> и в частности в МО «сельсовет Нововикринский», представленной начальником Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Лукмановым М.З. <дата>.

Из акта обследования территории МО «сельсовет Нововикринский» от <дата> следует, что полигон для хранения ТБО, расположенный на территории <адрес> не отвечает требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, при эксплуатации не соблюдаются экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; без составления проекта строительства полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; отсутствуют ограждения вокруг свалки, не построена ливневая канализация, не проводятся рекультивация работы, не соблюдены санитарно-защитные зоны, не проводится мониторинг зоны охвата полигона состояния окружающей среды; не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, не составляется паспорт опасных отходов; не составляется план мероприятий по снижению влияния образующей отходов на состояние окружающей среды.

Как следует из письма начальника Управления Роспотребнадзора по РД в городе Избербаш от <дата>, ТО Управления Роспотребнадзора по РД не выдало санитарно–эпидемиологическое заключение на мусоросвалку ТБО в <адрес>, так как полигоны (свалки мусора) на территории района не отвечают санитарно-эпидемиологическим нормам.

Проанализировав в совокупности, перечисленные выше доказательства, суд, по мнению судебной коллегии, пришел к правильному выводу, что исковые требования Махачкалинского природоохранного прокурора обоснованы, полностью подтверждаются исследованными в суде доказательствами, и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 14 статьи 15 Федерального закона от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Такая же норма предусматривается и п. 2 статьи 8 Федерального закона от <дата> «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В связи с этим заслуживают внимание доводы кассационной жалобы о том, что суд не должен был обязывать МО «сельсовет Нововикринский» организовать процесс утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поскольку этим должен заниматься муниципальный район.

Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции был не вправе обязывать МО «сельсовет Нововикринский» организовать процесс утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поскольку этим должен заниматься муниципальный район. Следовательно, в этой части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части прокурору.

Также заслуживает внимание довод жалобы о том, что суд в своем решении не должен был применять Правила СанПин 42-128-4690-88, поскольку Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 разработаны для городов и поселков городского типа.

Довод жалобы о том, что судом не были приняты во внимание доводы со стороны ответчика о том, что обследование территории было проведено без привлечения специалистов является необоснованным, так как из акта обследования территории от <дата> усматривается, что он подписан представителем ТО Управления Роспотребнадзора РД по <адрес> Дадашевым К.Б. и государственным инспектором Магомедовым А.И.

Других доводов в кассационной жалобе не указано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Каякентского районного суда от <дата> в части обязания администрацию МО «сельсовет Нововикринский» <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отменить, в этой части вынести решение об отказе прокурору Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Нурмагомедова А.Ш. в удовлетворении иска. В остальной части решение Каякентского районного суда от <дата> оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200