кас.определение



Судья Дашдемиров Д.Р.

Дело № 33-650

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Махачкала 08 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Сидоренко М.И.

Судей Хавчаева Х.А. и Магамедова Ш.М.

при секретаре Кадырове А.О.

с участием прокурора Исмаиловой С.Г.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Карабудахкентского района Сулейманова А.С. и кассационной жалобе Пайзуллаева П.А. на решение Карабудахкентского районного суда от 8 февраля 2011 года, которым постановлено:

«Заявленные требования Темаева Магомеда Темаевича удовлетворить.

Признать выборы от 24.10.2010 года на главу МО «Сельсовет Какашуринский» на избирательном участке №0612 сел.Какамахи МО «Сельсовет Какашуринский» Карабудахкентского района недействительными.

По вступлению решения в законную силу назначить повторное голосование на главу МО «Сельсовет Какашуринский» на участке №0612 сел.Какамахи МО «Сельсовет Какашуринский» Карабудахкентского района не позднее 2-х недель (воскресение)».

Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения прокурора Исмаиловой С.Г., представителя Пайзуллаева П.А. по доверенности - Ибашева Х.Х., председателя ТИК Мустафаева И.А., председателя МИК Курбанова И.Д., просивших решение суда отменить; председателя УИК Касумова Ж.Т., оставившего вопрос на усмотрение суда; Темаева М.Т., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Темаев М.Т. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов выборов главы МО «Сельсовет Какашуринский», состоявшихся 24 октября 2010 года.

Впоследующем Темаев уточнил свои требования; просил признать незаконными результаты выборов от 24.10.2010 г. на УИК №0612.

Заявление мотивировал следующим. Он является зарегистрированным кандидатом на выборную должность главы МО «Сельсовет Какашуринский». Данные выборы не может считать законными, так как они были проведены с грубейшими нарушениями избирательного права, что подтверждается актами, составленными в день голосования. На избирательном участке №0612 в 19 часов закончились бюллетени для голосования, тогда как список избирателей уточняется заранее, предварительно учитывая каждый голос. Однако избирательной комиссией данного участка было предоставлено 144 бюллетеней для голосования по дополнительному списку, вследствие чего многие избиратели, имеющие законное право своего волеизъявления, явились для того, чтобы отдать свой голос, но бюллетень им предоставлен не был. Фактически весь день голосования в паспортах дополнительных избирателей осуществлялась регистрация по месту жительства территориальным общественным советом с.Какамахи, что является грубейшим нарушением. Избиратели, не зарегистрированные по месту жительства в с.Какамахи, являлись на выборы без прописки и в тот же день голосовали со штампом регистрации на территории данного избирательного участка. Возможность регистрации жителей в день голосования по месту избирательного участка была неограниченной, так как в муниципальном образовании фигурирует два регистрационных штампа: сельсовет Какашуринский и территориальный общественный совет. Закон об общественных объединениях и Положение о паспорте гражданина РФ право на выставление штампов в паспорта общественным объединениям не дает. Вследствие этого число избирателей, внесенных в список избирателей МО «Сельсовет Какашуринский» в первом туре 10.10.2010 г. составило 3927, и по дополнительным спискам проголосовало 486 избирателей. Число избирателей, внесенных в список избирателей во втором туре 24.10.2010 г., составило 4297, а по дополнительным спискам проголосовало 364 избирателя. Между первым и вторым туром голосования список избирателей увеличился на 370 избирателей. Вышеизложенное подтверждается письмом председателя МИК Курбанова И.Д. в адрес председателя ТИК Мустафаева И., в котором изложены факты, свидетельствующие о грубых нарушениях избирательного законодательства. 26.10.2010 г. на заседании комиссии МИК было оглашено содержание актов и его заявления. Члены МИК Мутаев, Махтиев и Нуритдинов, ознакомившись с данными документами, пришли к выводу о необходимости проверки, которая комиссией не была проведена. На голосование перед комиссией был поставлен вопрос о признании или непризнании выборов МО «Сельсовет Какашуринский». За признание проголосовали 4 человека, непризнание – 4 человека, воздержались 2 человека. При таких нарушениях порядка проведения выборов результаты выборов были объявлены в СМИ.

В соответствии со ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационном представлении помощник прокурора Карабудахкентского района Сулейманов А.С. просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Указывает на то, что суд обосновал свое решение о признании выборов недействительными тем, что 125 избирателей, числящиеся в основном списке, и 42 избирателя, зарегистрированные в с.Какамахи, но проживающие за пределами республики, не внесенные в списки избирателей, не смогли проголосовать из-за отсутствия бюллетеней для голосования в 19 часов 24.10.2010 г. Однако судом не установлено, действительно ли указанные 125 избирателей явились 24.10.2010 г. на избирательный участок №0612. Суд также указал, что отсутствие бюллетеней достаточного количества повлияло на общее волеизъявление граждан, тем более, что неизвестно, в пользу какого кандидата отдали бы голоса избиратели. Однако как это могло повлиять на общее волеизъявление граждан, если судом установлено, что 42 жителя с.Какамахи в день голосования находились за пределами республики. В соответствии с п.п. 1.2 ч.7 ст.78 Закона РД «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» в случае, если признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем округе. В данном случае не допущено 25% нарушение избирательных прав граждан, т.к. на выборах главы МО «Сельсовет Какашуринский» во втором туре количество избирателей составило 4661, а в с.Какамахи составило 638 избирателей.

В кассационной жалобе заинтересованное лицо Пайзуллаев П.А. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование указывает, что затронутые заявителем вопросы: регистрации избирателей, порядка составления списков избирателей, организация деятельности избирательных комиссий, голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и обжалование их итогов регламентируются Законом РД №50 от 6 июля 2009 года «О муниципальных выборах в Республике Дагестан». Однако суд в своем решении сослался на ст.71 утратившего силу Закона РД «О выборах главы муниципального образования в РД». Таким образом, судом не применен закон, подлежащий применению, что является основанием для отмены решения суда. Выводы суда о существенном нарушении закона о выборах не подтверждены допустимыми доказательствами и не мотивированы. Объяснения Абдурагимова, Расулова и Джанхуватова, на которые сослался суд, не могут служить такими доказательствами. Выводы суда о том, что избирательная комиссия признала выборы состоявшимися, тогда как они не могут быть признаны состоявшимися, не основаны на законе, поскольку ст.77 Закона РД «О муниципальных выборах в РД» не предусмотрено, что участковая избирательная комиссия при подсчете голосов и составлении протокола может принимать решение о признании состоявшимися или несостоявшимися выборов или недействительными результатов выборов. Такое решение правомочна принимать избирательная комиссия муниципального образования в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем округе. Однако на избирательном участке №0612 с.Какамахи число избирателей значительно меньше, чем одна четвертая часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в данном избирательном округе. Поэтому оснований для утверждения о том, что допущенные нарушения на участке могли повлиять на определение результата волеизъявления избирателей в муниципальном образовании, не имеется.

В возражениях относительно кассационной жалобы и представления Темаев М.Т. просит решение суда оставить без изменения, поскольку суд всесторонне исследовал приведенные им факты нарушения избирательного законодательства в ходе выборов на избирательном участке №0612. Опросом председателя УИК Касумова Ж.Т. подтверждается то, что в день выборов в 19 часов на избирательном участке закончились бюллетени, и он из-за плохой погоды не смог обратиться к председателю МИК для получения дополнительных бюллетеней. Выводы суда подтверждены исследованными в ходе судебного заседания актами о нарушении избирательного законодательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из дела по результатам повторного голосования на выборах главы муниципального образования «сельсовет Кака-Шуринский», состоявшихся 24 октября 2010 года, избирательная комиссия муниципального образования «сельсовет Кака-Шуринский» после суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий №0610, №0611 и №0612, приняла решение признать избранным Пайзуллаева П.А.

Темаевым М.Т. – зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования оспариваются результаты выборов на избирательном участке №0612, указывая на то, что голосование на данном избирательном участке было завершено преждевременно, в голосовании принимали участие лица, не зарегистрированные в с.Какамахи.

В соответствии с ч.1 ст.73 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 №50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» голосование в день выборов проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Судом установлено, что 24 октября 2010 года при проведении повторного голосования на выборах главы муниципального образования «сельсовет Кака-Шуринский» голосование на избирательном участке №0612 было завершено преждевременно в 19 часов в связи с нехваткой избирательных бюллетеней.

Вышеуказанное подтверждается имеющимся в деле актом, составленным в день голосования с участием председателя УИК №0612 и доверенных лиц одного из кандидатов, в котором указывается, что на избирательном участке №612 сел.Какамахи 24.10.2010 г. в 19 часов закончились бюллетени для голосования; имеется очередь избирателей, прибывших для голосования; председатель УИК №0612 Касумов Ж.Т. выехал для получения дополнительных бюллетеней, однако вернулся без бюллетеней, в связи с чем выборы на участке были преждевременно завершены, и прибывшие избиратели не смогли проголосовать.

Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле не опровергалось.

Статьей 93 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», регламентирующей порядок отмены решения об итогах голосования и о результатах выборов, установлено, что отмена судом решения избирательной комиссии муниципального образования о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования после определения результатов выборов осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Такие основания перечислены в части 2 статьи 77 Федерального Закона от 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При этом частью 3 статьи 77 вышеуказанного закона предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Принимая во внимание, что факт преждевременного, то есть до установленного законом часа, завершения голосования в связи с нехваткой избирательных бюллетеней на избирательном участке №0612, подтвержден материалами дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что данное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей на данном избирательном участке, поскольку это не позволяло явившимся, а также имевшим намерение явиться на участок избирателям реализовать свое активное избирательное право – право избирать в органы местного самоуправления.

Вместе с тем, признавая результаты выборов на избирательном участке №0612 недействительными, суд ошибочно исходил из формулировки заявленного Темаевым требования.

В соответствии с пунктами 7 и 8 части 1 ст.30 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» к полномочиям участковой избирательной комиссии относится проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, составление протокола об итогах голосования и передача его в вышестоящую избирательную комиссию и иные полномочия.

В силу пункта 27 части 1 статьи 26 вышеуказанного закона определение результатов выборов главы муниципального образования относится к полномочиям избирательной комиссии муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 82 закона результаты выборов главы муниципального образования определяются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня голосования на основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, составленных участковыми избирательными комиссиями.

Таким образом, законом установлено, что на избирательном участке определяются итоги голосования, а не результаты выборов, после чего избирательная комиссия муниципального образования на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования определяет результаты выборов главы муниципального образования.

С учетом изложенного решение суда об удовлетворении требования Темаева в изложенной им формулировке и о признании недействительными результатов выборов на избирательном участке №0612 не соответствует закону, и судебная коллегия полагает необходимым изменить его в этой части, признав недействительными итоги голосования на данном избирательном участке.

Кроме того, не соответствует закону и содержащееся в резолютивной части решения указание о назначении на избирательном участке №0612 повторного голосования на главу МО «сельсовет Какашуринский» не позднее двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование этого вывода в мотивировочной части решения какие-либо доводы не приведены, ссылки на нормы материального права отсутствуют.

Основания для проведения повторного голосования приведены в статье 83 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах». В соответствии с этой статьей повторное голосование проводится в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов на должность главы муниципального образования и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей. В таком случае избирательная комиссия муниципального образования назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Как видно из дела повторное голосование на должность главы муниципального образования уже проведено и заявителем оспариваются итоги данного голосования.

В связи с изложенным судебная коллегия полагает необходимым исключить вышеуказанный абзац из резолютивной части решения суда.

Решая вопрос о правовых последствиях признания недействительными итогов голосования на избирательном участке №0612, следует исходить из материалов дела и следующих положений избирательного законодательства.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.82 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов недействительными в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем округе.

Как видно из протокола избирательной комиссии муниципального образования «сельсовет Кака-Шуринский» о результатах выборов главы муниципального образования «сельсовет Кака-Шуринский» по итогам повторного голосования от 24 октября 2010 года общее число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в избирательном округе, составляет 4661.

Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке №0612 от 24 октября 2010 года следует, что число избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования, составляет 782.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования на избирательном участке №0612, составляет менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в избирательном округе.

В соответствии с ч.4 ст.93 Закона Республики Дагестан «О муниципальных выборах в Республике Дагестан» в случае признания итогов голосования на избирательном участке недействительными после составления вышестоящей избирательной комиссией протокола о результатах выборов эта комиссия обязана составить новый протокол о результатах выборов с отметкой: «Повторный».

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Карабудахкентского районного суда от 08 февраля 2011 года изменить, изложив его в следующей редакции.

Заявление Темаева Магомеда Темавовича удовлетворить. Признать итоги голосования от 24.10.2010 г. на выборах главы муниципального образования «сельсовет Какашуринский» Карабудахкентского района на избирательном участке №0612 с.Какамахи недействительными.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200