Судья Сурхаев М.Р. Дело №33-823 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г.Махачкала 06 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: Председательствующего Сидоренко М.И. Судей Хавчаева Х.А. и Гебековой Л.А. при секретаре Кадырове А.О. Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации Дербентского района Курбанова К.С. на решение Дербентского районного суда от 17 февраля 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований администрации МР «Дербентский район» к Ибрагимову О. Н. об обязании Ибрагимова О.Н. за свой счет снести самовольно возведенное строение в виде капитального каменного строения размерами 22 м х 6,5 м общей площадью 148 кв.м., расположенного в с.Н.Джалган возле федеральной автодороги «Кавказ» на 943 км. слева, отказать». Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения Ибрагимова О.Н. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Глава администрации Дербентского района обратился в суд с иском к Ибрагимову О.Н. о сносе самовольной постройки. Иск мотивировал следующим. Решением исполкома Джалганского сельского Совета народных депутатов от 07.02.1994 г. Ибрагимову О.Н. выделен земельный участок площадью 600 кв.м. под строительство жилого дома. На данном земельном участке ответчик самовольно осуществил строительство капитального объекта дорожного сервиса размерами 22х6,5 м. общей площадью 143 кв.м. Данное строение расположено на придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования на расстоянии 16 м. от центральной оси ФАД «Кавказ». В соответствии с правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования в редакции Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 г. №334 придорожные полосы федеральных дорог общего пользования – прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 м. каждый, считая от границы полосы отвода. В соответствии с п.2 ст.26 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ ширина придорожных полос автомобильных дорог в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспективы их развития устанавливается в размере 75 м. – для автомобильных дорог первой и второй категории. Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос производится в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденных Федеральным дорожным агентством по согласованию с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В соответствии с п.19 Правил «возведенные с нарушением настоящих правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ». Интересы муниципального образования заключаются в соблюдении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования и установленного порядка согласования ведения строительных работ с соответствующими организациями. Отделом архитектуры и градостроительства администрации Дербентского района ответчику по почте заказным письмом с уведомлением от 13.12.2010 г. было направлено предупреждение об устранении допущенных нарушений и копия акта проведения контроля за строительством. Однако ответчик меры к устранению указанных нарушений не принял. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе глава администрации Дербентского района Курбанов К.С. просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей. В обоснование указывает следующее. Суд не принял во внимание, что земельный участок, на котором осуществляется строительство, расположен на придорожной полосе ФАД «Кавказ». Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 г. №1420 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос производится в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденных Федеральным дорожным агентством по согласованию с департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Согласно п.6 Правил в границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров. В соответствии с п.3 ст.25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания, и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Суд не принял во внимание отзыв на исковое заявление ФГУ «Управление Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», согласно которому собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дороги, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений. Суд указал, что ответчик ведет строительство объектов вспомогательного значения, хотя это обстоятельство не было установлено в суде. Суд не принял во внимание, что три входных проема к данному объекту размерами 3х2 м. осуществлены не со стороны дома, а со стороны ФАД «Кавказ», а согласно п.11 Правил при примыкании к ФАД подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Внешний вид, форма данных объектов, проемы для ворот, примыкающие к ФАД «Кавказ» свидетельствуют о том, что данный объект является СТО и предназначается для обслуживания населения. В отзыве на кассационную жалобу Ибрагимов О.Н. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, мотивируя это следующим. Решением исполкома Джалганского сельского Совета народных депутатов от 07.02.1994 г. ему выделен земельный участок в размере 600 кв.м. под строительство жилого дома в с.Н.Джалган без указания права, на котором предоставлен земельный участок. Согласно абзацу 2 ст.9 ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Следовательно, земельный участок принадлежит ему на праве собственности. В соответствии с п.2 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 08.11.2007 г. и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» от 01.12.1998 г., устанавливающие ограничения в строительстве объектов в границах придорожной полосы, приняты после выделения ему земельного участка и не имеют обратной силы, как законы, устанавливающие или отягощающие ответственность. Он ведет на земельном участке строительство вспомогательных объектов для обеспечения жизнедеятельности своей семьи, проживающих в доме, расположенном на данном земельном участке, и в соответствии с п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение компетентного органа на такое строительство не требуется. Строительство ведется им в границах своего земельного участка, чьих либо прав он не нарушает. Из кассационной жалобы не усматривается, какие права и охраняемые законом интересы МО «Дербентский район» нарушены его строительством и в чем это выражается. В отзыве на возражение глава администрации Дербентского района Курбанов К.С. указывает на то, что довод ответчика, о том, что Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» не могут применяться к данным правоотношениям как принятые после предоставления ответчику земельного участка, является необоснованным, поскольку администрация района предъявляет претензии не относительно земельного участка, а относительно самовольного строительства на данном участке, которое было начато в конце 2010 года, т.е. после принятия вышеуказанных правовых актов. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений и отзыва на возражения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 (ред. от 21.02.2011) "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога «Кавказ» М-4 (ранее М-29) входит в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, относятся к федеральной собственности. Таким образом, автомобильная дорога общего пользования М-4 «Кавказ» относится к федеральной собственности. Пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Пункт 15 части 1 указанной статьи определяет, что полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Частью 1 статьи 25 Федерального закона установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. Соответствующие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». В соответствии с ч.3 ст.25 Федерального закона в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: 1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; 2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 №374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» выдача разрешений в порядке, установленном Градостроительным Кодексом РФ, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также ввод в эксплуатацию объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отводы автомобильной дороги общего пользования федерального значения, производится Федеральным дорожным агентством. Как видно из дела ответчиком возведен объект незавершенного капитального строительства на расстоянии 16 метров от оси ФАД М-4 «Кавказ»; данное обстоятельство признано судом установленным. Несмотря на то, что в отзыве на исковое заявление представитель филиала ФГУ «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» в Республике Дагестан указывал на то, что земельный участок, на котором Ибрагимов осуществляет строительство, входит в полосу отвода ФАД «Кавказ» и что ответчику вышеуказанным полномочным органом разрешение на строительство не выдавалось, суд в нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ не вошел в обсуждение этих вопросов и не дал им какой-либо оценки. Отказывая в иске о сносе возведенного ответчиком строения, суд мотивировал это отсутствием доказательств того, что данное строение является объектом дорожного сервиса. Однако в случае установлении факта строительства в границах полосы отвода автомобильной дороги, данное обстоятельство, напротив, являлось бы основанием для признания строительства незаконным, поскольку закон содержит прямой запрет на строительство в границах полосы отвода автомобильной дороги каких-либо иных объектов, кроме объектов дорожного сервиса. В соответствии с п.16 ч.1 ст.3 Федерального закона территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги, именуются придорожными полосами автомобильной дороги. В силу ч.2 ст.26 Федерального закона в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере от 75 до 150 метров. Согласно частям 8 и 8.1 этой же статьи Федерального закона строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению). Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судом вышеуказанные положения закона во внимание не приняты, не определено, находится ли земельный участок, на котором ответчик возводит спорный объект, в границах полосы отвода автомобильной дороги либо в границах придорожной полосы, хотя от этого зависит правовой режим использования земельного участка. Отказывая в иске о сносе строения, суд мотивировал это тем, что спорное строение является капитальным сооружением вспомогательного использования, а согласно п.17 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство строений и сооружений вспомогательного характера не требуется. Однако как было отмечено выше, суд не учел того, что в случае, если строение возведено в границах полосы отвода автомобильной дороги, то любое строительство, кроме объектов дорожного сервиса запрещено (ч.3 ст.25 Закона); в случае же если строение возведено в границах придорожных полос автомобильной дороги, такое строительство может быть осуществлено только с согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги (ч.8 ст.26 Закона). Приведенные ответчиком в возражениях относительно кассационной жалобы доводы о том, что он является собственником земельного участка, на котором возведен спорный объект, не основаны на материалах дела. В деле имеется незаверенная копия постановления исполнительного комитета Джалганского сельского Совета народных депутатов от 07 февраля 1994 г. №01 о выделении Ибрагимову О.Н. земельного участка под строительство жилого дома в размере 0,06 га в с.Н.Джалган. Однако данные об отводе земельного участка в порядке, установленном действовавшим на момент вынесения данного постановления законодательством, в деле отсутствуют. Кроме того, из отзыва на исковое заявление представителя филиала ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» следует, что владельцем земельного участка площадью 99,14 га, предназначенного для полосы отвода ФАД «Кавказ» на основании государственного акта №21 от 17.02.1994 г. является ДРСУ-8. Вышеизложенное свидетельствует о том, что судом не определены обстоятельства, имеющие юридическое значение по делу, неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены вынесенного решения. При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, определить правовой статус земельного участка, на котором возведено спорное строение; какие права муниципального образования нарушены строительством; имеются ли у ответчика документы, подтверждающие отвод данного земельного участка и определяющие его границы на местности; принять меры к всестороннему и полному исследованию юридически значимых обстоятельств дела и с учетом норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, разрешить спор. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Дербентского районного суда от 17 февраля 2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. Председательствующий Судьи