жилищный спор



Судья Абдурахманов А.В.

Дело № 33-3474

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Махачкала 25 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Августиной И.Д.

Судей Хавчаева Х.А. и Гебековой Л.А.

при секретаре Магомедовой З.Н.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации МО «город Махачкала» Мусилова М.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 24 октября 2011 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию города Махачкалы предоставить Рамазанову Р. Р. 13.05.1989 г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Дагестан в виде субвенций».

Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения представителя Рамазанова Р.Р. – адвоката Убайдуллаевой Л.Р., просившей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Рамазанов Р.Р. в лице своего представителя по доверенности – Убайдулаевой Л.Р. обратился в суд с иском к администрации г. Махачкала о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование указал, что он родился 13.03.1989 г., является сиротой и инвалидом 3 группы, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены меры социальной защиты лиц указанных категорий, предусматривающие возложение на органы местного самоуправления обязанности обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 23 летнего возраста. Аналогичные положения предусмотрены и ч.ч. 3 и 4 ст.49, ч.2 ст.57 ЖК РФ. В настоящее время ему исполнилось 22 года, однако, в нарушение этих требований закона жилое помещение ему не предоставлено.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации МО «город Махачкала» Мусилов М.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета предусмотрен постановлением Правительства РД от 02.06.2009 г. №161. Лица данной категории обеспечиваются жильем в порядке очередности, утвержденной главой г.Махачкалы 21.04.2011 г., исходя из даты принятия на учет. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем, утвержденного постановлением главы города Махачкалы, Рамазанов Р.Р. состоит под номером 306. По смыслу закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, не могут иметь преимущество во внеочередном предоставлении жилья по отношению к таким же детям, принятым на учет ранее них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Рамазанов Р.Р. родился 13.03.1989 года, является сиротой и инвалидом 3 группы, состоит на учете на получение жилья в администрации МО «город Махачкала» как сирота.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вышеуказанной категории граждан жилые помещения предоставляются вне очереди.

Вопреки доводам жалобы вышеуказанные положения жилищного законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья данной категории лиц в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в нем и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих своего жилья.

Данная позиция вытекает и из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007 г.

С учетом изложенного решение суда о возложении на администрацию г.Махачкалы обязанности предоставить Рамазанову Р.Р. жилое помещение во внеочередном порядке основано на законе.

В то же время судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной и резолютивной части решения формулировку «за счет средств бюджета Республики Дагестан в виде субвенций», поскольку определение источника финансирования вышеуказанных мер социальной поддержки не являлось предметом спора по делу.

Кроме того, системное толкование положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установившей, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, не исключает возможность обеспечения муниципальным образованием лиц вышеуказанной категории жилыми помещениями за счет собственных средств с последующей постановкой вопроса о компенсации этих расходов за счет казны субъекта РФ.

В связи с изложенным и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 24 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда формулировку «за счет средств бюджета Республики Дагестан в виде субвенций».

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200