о признании незаконным бездействия в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать его



Судья Магомедов Р.А.

Дело №33-838/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 25 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Шихгереева Х.И., судей Августиной И.Д., Гаджиева Б.Г.

при секретаре Алиханове Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан

на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 января 2011 года, которым постановлено:

иск Бешалиевой К.В. удовлетворить.

Признать бездействие Министерства труда и социального развития РД по невыдаче государственного жилищного сертификата Бешалиевой К.В. незаконным и обязать Министерство труда и социального развития РД выдать Бешалиевой К.В. государственный жилищный сертификат.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Августиной И.Д., выслушав объяснения Бешалиевой К.В. и ее представителя - адвоката Гамидова А.З. (ордер №30 от 25.03.2011 г.), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бешалиева К.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным бездействия в выдаче государственного жилищного сертификата и обязании выдать его, указывая в обоснование иска, что она является вдовой Бешалиева Л.С, который являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС* и инвалидом 1 -й группы, вследствие этого он умер 30.04.2004 года. С 1994 года ее муж состоял на учете в УСЗН Бабаюртовского района, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и получил статус участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).

После смерти мужа она приравнена к лицам, на которых распространяются указанные нормы социальной поддержки, и одновременно получила статус участника названной подпрограммы.

Истица с мужем проживали в <адрес>, в настоящее время она проживает там же со своей семьей, не имели своего жилья и не имеют, за счет средств федерального бюджета им жилье не предоставлялось.

УСЗН Бабаюртовского района ее учетное дело неоднократно представлялось в Министерство труда и социального развития РД для произведения социальных выплат на приобретение жилья, однако субсидии ей не выплачены до сих пор, причину отказа не сообщают, ограничиваясь непонятными намеками.

Считает, что действиями Минтруда РД ее права грубо нарушены, ее обращения с письменным заявлением к ответчику остаются без реагирования, а в сентябре 2010 года не приняты, другие участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшие на учет позже нее получили выплаты на приобретение жилья, она до сих пор их не получила по вине и бездействию Минтруда РД. Просит признать их бездействия незаконными и обязать выдать жилищный сертификат и социальные выплаты на приобретение жилья.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министр труда и социального развития РД просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила) оформление и выдача сертификатов осуществляться- органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей государственных жилищных сертификатов по категории «Граждане — участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, приравненные к ним лица». Согласно пункту 26 Правил сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Согласно сведениям, представленным администрацией муниципального образования «Бабаюртовский район» Бешалиева К.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 12 ноября 1995 года, тогда как постановление вынесено 10 декабря 2004 года №242а. Также следует заметить, что нет оснований (документов, подтверждающих то, что она состояла на учете 12 ноября 1995 года) для вынесения данного постановления. В личном деле (стр.17) имеется выписка из решения жилищной комиссии администрации Бабаюртовского района от 29 мая 2007 года о принятии на учет для улучшения жилищных условий.

При этом суд не принял во внимание то обстоятельство, что Министерство не отказывает Бешалиевой К.В. в предоставлении государственного жилищного сертификата в порядке очередности.

Вынося решение, обязывающее Министерство труда и социального развития Республики Дагестан выдать К.В. Бешалиевой государственный жилищный сертификат, суд не принял во внимание, что государственный жилищный сертификат инвалидам-чернобыльцам предоставляется строго в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Кроме того, суд, возлагая на Министерство обязанность выдать государственный жилищный сертификат К.В.Бешалиевой, не указал конкретные сроки, обязывающие Министерство выдать государственный жилищный сертификат, что приведет к тому, что К.В.Бешалиева будет иметь право претендовать на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, в то время как она имеет право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности. Данное обстоятельство противоречит части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой, все равны перед законом и судом и послужит основанием для обращения в судебные органы других граждан для получения государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с удостоверением участника ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС и справки об инвалидности
Бешалиев Л.С. являлся инвалидом 1 группы вследствие радиации на
Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, являющимся инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется (п.2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1996 г. N 505 «Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в целях ускорения обеспечения благоустроенной жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, повышения эффективности использования средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, Правительство Российской Федерации постановило принять предложение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о введении жилищных сертификатов для граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поручило Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предусматривать начиная с 1996 года средства на погашение жилищных сертификатов, выдаваемых указанной в пункте 1 настоящего Постановления категории граждан, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования Федеральной целевой программы по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 г.

В соответствии с подпунктом «е» п.5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы") граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской ^ЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, имеют право на участие в данной подпрограмме.

Из материалов дела и в соответствии с вышеуказанными требованиями законов и подзаконных актов усматривается право Бешалиева Л.С. как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалида вследствие этого, а также его супруги Бешалиевой К.В. на получение жилищного сертификата, а также их статус участника подпрограммы. Эти обстоятельства не оспариваются и ответчиком.

Доводам ответчика о том, что согласно сводным спискам очередности на получение жилищных сертификатов очередь Бешалиевой К.В. не наступила, суд дал правильную оценку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формирование списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов о выделении социальных выплат на приобретение жилья осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В соответствии с п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

В соответствии с п. 36 этих же Правил оформление и выдача сертификатов должна осуществляться - органами исполнительной власти в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке получателей государственных жилищных сертификатов по данной категории.

Из личного дела Бешалиевой К.В., представленного и исследованного в судебном заседании, следует, что 23 октября 2007 года оно направлено ответчику Администрацией МО «Бабаюртовский район» для восстановления в списках, нуждающихся в жилье по программе «Жилище». В данном личном деле имеется выписка из постановления жилищно-бытовой комиссии Администрации Бабаюртовского района от 10 декабря 2004 года № 242а о постановке на учет Бешалиевой К.В. как вдовы инвалида 1 гр. ЧАЭС Бешалиева Л.С, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 12.11.1995 года. На основании представленных документов и заявления Бешалиевой К.В., она включена в сводный список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2009 году по Республике Дагестан под номером 187.

Из представленных в суд ответчиком сведений граждан, получивших в 2009 году государственные жилищные сертификаты, видно, что из данного сводного списка жилищные сертификаты получили 128 лиц, в том числе и состоявшие в очереди после Бешалиевой К.В.

Так, ФИО1 состоит в сводном списке под номером 188. ФИО2 под номером 189, ФИО3 под номером 191, ФИО4 под номером 190, ФИО5 под номером 192, Абдулгапуров P.M. под номером 193, ФИО6 под номером 195, Макаева СМ. под номером 208, ФИО7 под номером 211, ФИО8 под номером 212, ФИО9 под номером 219, ФИО10 под номером 226, ФИО11 под номером 230, Магомеднабиев A.M. под номером 236 и другие. Все указанные лица, получившие ГСЖ, по данным сводного списка состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий позже 12 ноября 1995 года, т.е. позже Бешалиевой К.В.

Более того, из сводного списка усматривается, что в нем значатся состоящими на учете граждане с 1987-1991 годов, тогда как Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» принят 15 мая 1991 года.

Суд правильно применил по делу нормы материального права, правильно установил обстоятельства, имеющие значение по делу, надлежаще их исследовал, на основании представленных сторонами доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Бешалиевой К.В. о выдаче ей жилищного сертификата, подлежат удовлетворению.

Указанным выше опровергаются доводы кассационной жалобы относительно того, что до Бешалиевой К.В. не дошла очередность.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200