Судья Гаджимагомедов А.М. Дело № 33-2348 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г.Махачкала 17 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: Председательствующего Сидоренко М.И. Судей Хавчаева Х.А. и Алиевой Э.З. при секретаре Шахрурамазанове К.М. с участием прокурора Багамаева А.М. Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частному представлению заместителя прокурора Кумторкалинского района Аджиева Т.А. на определение Кумторкалинского районного суда от 08 июля 2011 года, которым постановлено: «Заявление прокурора Кумторкалинского района РД об оспаривании распоряжения администрации МО «сельсовет Коркмаскалинский» №26 от 06.10.2009 г. «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно под личные подсобные хозяйства» оставить без рассмотрения. Разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства». Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения прокурора Багамаева А.М., просившего определение отменить; представителей администрации МО «сельсовет Коркмаскалинский» по доверенности – Адамова А.Х. и Яхъяева Г.А., просивших оставить определение суда без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Кумторкалинского района РД обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и МО «с.Коркмаскалинский» о признании недействительным распоряжения главы администрации муниципального образования «Сельсовет Коркмаскалинский» 06.10.2009 г. № 26 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно под личные подсобные хозяйства». В обоснование указал, что данное распоряжение не отвечает требованиям действующего земельного законодательства. Так, в соответствии со ст.32 Закона РД «О земле» гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах РД, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленном органами местного самоуправления. Однако в оспариваемом отсутствуют сведения о том, кому именно предоставлены земельные участки, а в приложенном к распоряжению списке граждан отсутствуют сведения о том, предоставлялись ли указанным гражданам земельные участки ранее. В соответствии со ст.4 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Предоставленные земельные участки расположены за чертой населенного пункта с категорией земель сельскохозяйственного использования и, следовательно, являются полевыми земельными участками и предоставлены для целей, не связанных со строительством. В силу пунктов 3 и 4 этой статьи закона полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения строений. В соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании данного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Однако оспариваемое распоряжение издано с грубыми нарушениями положений указанной статьи. Судом постановлено вышеуказанное определение. В частном представлении заместитель Кумторкалинского прокурора Республики Дагестан Аджиев Т.А. просит определение суда отменить, как несоответствующее закону. В обоснование указывает, что суд, сославшись на п.3 ст.247 ГПК РФ, оставил заявление прокурора без рассмотрения. Однако в соответствии с этой нормой закона в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст.ст.131, 132 ГПК РФ. Оспариваемым распоряжением земельные участки предоставлены гражданам без указания места расположения конкретных участков, не проведено межевание земельных участков и их кадастровый учет, право на земельные участки за гражданами не зарегистрировано. В силу ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поскольку ни за одним из граждан из прилагаемого к распоряжению списка право на земельный участок не зарегистрировано, то ни у кого из них право на земельные участки не возникло, и чьи либо интересы не нарушены. В случае обращения в суд с исковым заявлением предметом спора будет это же распоряжение, поскольку земельные участки предоставлены без указания места их расположения и без индивидуализации граждан, кому они предоставлены. Нарушение порядка предоставления земельного участка влечет невозможность регистрации гражданином своего права в органах регистрации. В возражениях относительно представления глава администрации МО «Сельсовет Коркмаскалинский» Акаев Р.А. просит оставить представление без удовлетворения. Считает необоснованными доводы представления о том, что земельные участки предоставлены без указания места расположения и конкретного собственника, поскольку каждый собственник знает о месте нахождения своего земельного участка. Суд установил, что имеет место спор о праве 692 граждан на земельные участки. Прокурор знал о существовании оспариваемого распоряжения из письма главы администрации МО от 22.02.2011 г., к которому было приложено данное распоряжение, однако без уважительных причин пропустил срок обращения в суд. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Как видно из дела прокурором оспаривается распоряжение администрации МО «сельсовет Коркмаскалинский» от 06.10.2010 г. №26 «О предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно под личные подсобные хозяйства». Суд, посчитав, что имеет место спор о праве 692 граждан, которым оспариваемым распоряжением предоставлены земельные участки, оставил заявление прокурора без рассмотрения, сославшись на положения ч.3 ст.247 ГПК РФ, согласно которой в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ. Однако вывод суда о наличии спора о праве 692 граждан на земельные участки не основан на материалах дела. В силу положений ст. 4 Закона Республики Дагестан от 04.03.2005 N 11 "О личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан" предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. В соответствии с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч.1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ). Однако в материалах дела отсутствуют документы, отвечающие требованиям закона, свидетельствующие о том, что в соответствии с вышеуказанным распоряжением у кого-либо возникли права на земельные участки. В оспариваемом распоряжении также не указывается, кому именно предоставлен земельный участок, конкретное место его расположения и границы на местности. В связи с вышеизложенным вывод суда о наличии спора о праве не может быть признан обоснованным. Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Определение Кумторкалинского районного суда от 08 июля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Председательствующий Судьи