кассационное определение



<.>

<.>

<.>

<.>

<.>

<.>

<.>

<.>

<.>:

«Изменить порядок исполнения решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата>

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» РД выделить ФИО1 из бюджета муниципального образования «<адрес>» РД на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм площадью 33 кв. м денежные средства в размере 727.650 руб. и обязать администрацию МО «<адрес>» представить все необходимые документы в отношении ФИО1 в соответствующие органы для получения в свой бюджет указанной суммы на приобретение ей жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Омарова Х.М., объяснение …, просившей определение суда отменить, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата> Заявление обосновала тем, что прокурор <адрес> обратился в суд с иском в ее интересах об обязании администрации МО «<адрес>» обеспечить ее как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальном жилом фонде и предоставить ей на условиях договора социального найма жилого помещения.

Сулейман-Стальский райсуд решением от <дата> исковые требования прокурора удовлетворил полностью и данным решением обязал администрацию МО «<адрес>» обеспечить ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести за счет средств, поступающих из республиканского бюджета в его муниципальный жилой фонд и передать ФИО5 на условиях социального найма жилого помещения. Указанное решение вступило в законную силу. Однако, по настоящее время решение суда не исполнено: она по сей день не обеспечена жилым помещением. Летом 2009г. ей предлагались помещения, не соответствующие требованиям, предъявленным к жилому помещению, в том числе и санитарно-гигиеническим требованиям, в ветхом, аварийном состоянии, подлежащие сносу, проживать в котором невозможно, в связи с чем она вынуждена была отказаться от предложенных вариантов. С лета 2009г. по сей день, т. е. уже около 2-х лет, ей никаких вариантов больше не предложено и жилое помещение ей не приобретено. Договор социального найма с ней не подписан.

В связи с тем, что решение суда в течение 6 лет не исполняется, и она не обеспечена жилым помещением, просила об изменении способа исполнения решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата> и обязать администрацию МО «<адрес>» выделить ей из бюджета МО на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм площадью 33 кв. м денежные средства в размере 727.650 руб. и обязать администрацию МО «<адрес>» представить все необходимые документы в соответствующие органы для получения указанной суммы на приобретение ею жилого помещения.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Пояснила также, что предложенные ответчиком ей и сестре жилые дома не пригодны для дальнейшей эксплуатации в связи с их физическим износом и не соответствуют требованиям СНиП, санитарным, противопожарным нормам жилых домов и представила суду заключение - акт исследования домов.

Судом постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе главы администрации МР «<адрес>» ФИО9 содержится просьба об отмене определения Сулейман-Стальского районного суда от <дата> и принятии по делу нового решения об обеспечении ФИО1 жилым помещением не ниже установленных социальных норм в порядке очередности из расчета 1 кв. м – 13.800 руб., что составляет 455.400 руб. (33 кв. м х 13.800 руб.) при получении субвенции из республиканского бюджета.

В обоснование жалобы указывается, что решением Сулейман-Стальского районного суда от <дата> иск прокурора района об обеспечении жилым помещениям ФИО1 как детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворен. Суд в своем решении обязал администрацию муниципального района «<адрес>» обеспечить детей-сирот жилыми помещениями на условиях социального найма жилого помещения.

Данное решение суда было обжаловано администрацией района, в связи с тем, что жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета.

В 2009г. муниципальным образованием получены субвенции на приобретение жилья трем детям сиротам или из их числа в сумме 316.569 руб. на каждого. Лица, которым необходимо представить жилье, указаны в решении комиссии по представлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, созданной при администрации муниципального района, постановлением главы администрации района от <дата>

ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, но проживает в г. Махачкале. От предложенных вариантов приобретения жилья она отказалась, ссылаясь на санитарно-гигиеническое состояние жилых помещений. После отказа в подборе жилья отделом опеки и попечительства для исполнения решения суда от <дата> о выделении жилых помещений, а также для своевременного освоения бюджетных средств, ФИО1 было приобретено жилое помещение в <адрес> (Магистральная) 19. Документы на приобретенное жилье направлены в ССП для закрытия исполнительного производства в отношении администрации МР.

С самого начала было видно, что ФИО1 не хочет получить жилье в <адрес>. Она была осведомлена, что в районе нет жилого фонда, что на средства, направленные из республиканского бюджета, невозможно купить жилое помещение, отвечающее всем правилам и нормам, она также отказалась софинансировать приобретаемое жилье.

Администрация МР предпринимала все необходимые меры для обеспечения ФИО1 жилым помещением, однако она сама была заинтересована в получении жилья в г. Махачкале.

Определением Сулейман-Стальского районного суда от <дата> изменен порядок исполнения решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата>

Этим определением администрацию муниципального образования «<адрес>» обязали выделить ФИО1 из бюджета муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм площадью 33 кв. м. денежные средства в размере 727 650 рублей.

С определением суда администрация не согласна по следующим основаниям:

Согласно Закона РД от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городов Республики Дагестан государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

Согласно п. 6 постановления Правительства Р<адрес> от <дата> Министерство образования и науки совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этих сведений Министерство образования и науки выделяет необходимые средства в бюджет администрации муниципальных районов и городских округов для осуществления государственных полномочий РД по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 8 постановления предусмотрено, что администрация муниципальных районов и городских округов РД приобретать жилье на первичном и вторичном рынке может только после выделении на эти цели субвенций из республиканского бюджета.

Согласно справки Финансового управления администрации МР «<адрес>» /р от <дата> в бюджетах МР «<адрес>» на 2008, 2009 годы средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривались.

В бюджете МР «<адрес>» на 2010г. на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено 2.642.508 руб., выделенные из республиканского бюджета, которые освоены в полном объеме, т. е. обеспечены жильем 6 детей-сирот из списка порядка очередности.

Предусмотренные в бюджете района на 2011г. средства на указанные цели в сумме 910.800 руб. до настоящего времени не поступили из республиканского бюджета.

Постановлением Правительства РД от <дата> «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан, подлежащая применению органами местного самоуправления муниципальных образований для расчета размера стоимости социального жилья, выделяемого в соответствии с планами на 3 и 4 кварталы 2010г., для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения», в <адрес> установлена стоимость 1 кв. метра 13.800 руб.

Судом ошибочно произведен расчет средней стоимости одного квадратного метра общей площади квартир на конец <дата> по РД: на первичном рынке – 28.159,17 руб., на вторичном рынке – 36.993,16 руб., со ссылкой на справку Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД (Дагестанстат) от <дата> .

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим

оставлению без изменения

отмене

по следующим основаниям.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены определения суда судебная коллегия не усматривает

При изложенных обстоятельствах определение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Сулейман-Стальского районного суда от <дата>, оставить без изменения, частную жалобу главы администрации МР «<адрес>» ФИО9 - без удовлетворения.

определение … районного суда от … отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об изменении порядка исполнения решения.

сел.Касумкент <дата>

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО2,

при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об изменении способа и порядка исполнения решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата>,

Установил:

Пом. прокурора С.<адрес> ФИО7 в судебном заседании поддержал требования ФИО1 и пояснил, что решение Сулейман-Стальекого районного суда от <дата> по сей день фактически не исполнено. При исполнении решения суда были нарушены права заявительницы, т.к. представленное ей жилье не соответствовало требованиям СНиП, санитарным, противопожарным нормам жилых домов, дом фактически находился в аварийном состоянии. В связи, с чем просит удовлетворить требования ФИО1 и изменить способа и порядка исполнения решения суда.

Представитель администрации МО «<адрес>» и представитель службы судебных приставов С.<адрес>, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Из возражений представленных администрацией муниципального района «<адрес>» следует, что решение Сулейман - Стальского райсуда РД от <дата> опротестовывалось администрацией МО, как незаконное в связи с тем, что порядком обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет республиканского бюджета принятым постановлением Правительства Р<адрес> от <дата> (действовавшим на момент вынесения решения суда), администрации выделяются денежные средства на эти цели только в порядке межбюджетных отношений, т.е. без наделения полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, тогда как закон о наделении органов местного самоуправления принят народным собранием РД в ноябре 2008 года. В 2009 году муниципальным образованием получены субвенции на приобретение жилья троим детям сиротам в сумме 316596 рублей на каждого. Лица, которым необходимо представить жилье, закреплено в решении комиссии по представлению жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, созданная при администрации МО, а также в постановлении администрации района от <дата>. Заявительница ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, но проживает в г. Махачкале. От предложенных вариантов приобретения жилья она отказалась, ссылаясь на санитарно-гигиеническое состояние жилых помещений. После отказа в подборе жилья отделом опеки и попечительства для исполнения решения суда о выделении жилых помещений, а также для своевременного освоения бюджетных средств, ФИО1 и ее сестре ФИО8, также нуждающей в обеспечении жильем, было приобретено жилое помещение в <адрес> (Магистральная) 19. Документы на приобретенное жилье направлены в службу судебных приставов для закрытия исполнительного производства в отношении администрации МО. С самого начала вызова ФИО10 для подбора жилья было видно, что они хотят получить жилье в С.<адрес>. Они знали, что в районе нет жилого фонда, что на средства направленные из республиканского бюджета невозможно купить жилые помещения, отвечающие всем действующим правилам и нормам, они также отказались софинансировать приобретаемое жилье. В связи с изложенным просят суд отказать в удовлетворении заявления ФИО1

Выслушав объяснения ФИО1, пом. прокурора С.<адрес> ФИО7., изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Из определения Конституционного суда РФ от <дата> N 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «<адрес>» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» усматривается, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, <дата> принят Закон РД за «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными Федеральными законами и законами Республики Дагестан наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии со ст. 3 указанного Закона РД органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.

Постановлением Правительства РД от <дата> «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан» утвержден Порядок обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно пункту 8 которого Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: для приобретения жилья на первичном и вторичном рынках совместно с лицом, по которому принято решение о выделении жилого помещения, осуществляют подбор жилья; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций. приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм.

Согласно справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД (Дагестанстат) от <дата> средняя стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на конец четвертого квартала 2010 составляет по Республике Дагестан: на первичном рынке - 28 159, 17 руб., на вторичном рынке - 36 993, 15 руб.

Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата> N 675 « О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» стандарты обеспечения жилыми помещениями - это 33кв. м. общей площади жилого помещения - для одиноких граждан.

Согласно ст. 3 Закона РД от <дата> «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» норма предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан на одиноко проживающих граждан - 33 кв. м. общей площади.

Согласно приложению к Приказу Министерства регионального развития РФ от <дата> «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади на 1 - ое полугодие 2011 г. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на 1 - ый. квартал 2011 г.» стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Дагестан составляет 22 050 руб.

Из акта исследования от <дата> жилых домов, расположенных по адресу: С.<адрес> С.<адрес>, представленных заявительнице ответной стороной следует, что физический износ жилого дома расположенного по адресу <адрес> равняется 82 %, а дома по адресу <адрес> равняется 75 %. В связи с установленным физическим износом, вышеуказанные жилые дома не пригодны как для жилья, так и для дальнейшей эксплуатации. Данные жилые дома не отвечают требованиям строительных норм и правил, противопожарным и санитарным требованиям, которые предъявляются к жилым домам и квартирам.

В соответствии с ч. 1 ст.203 ГПК РФ суд, постановивший решение, вправе по заявлению лиц, участвующих в деле, изменить способ и порядок его исполнения.

Суд принял во внимание так же то, что ответной стороной доказательств исполнения вступившего в законную силу решения Сулейман-Стальского районного суда от <дата> не представлено. Договор предоставления заявительнице на условиях социального найма жилого помещения не заключен.

Удовлетворяя заявление ФИО1, суд принимает во внимание то, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решение суда в соответствии со ст. 209 ГПК РФ вступило в законную силу и оно в соответствии со ст. 210 ГПК РФ приводится в исполнение.

Руководствуясь ст.203 ГПК РФ,

Определил:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200