<.> Дело № 33-3415/2011г КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Махачкала 18 ноября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - Шихгереева Х.И. судей - Загирова Н.В., Зайнудиновой Ш.М. при секретаре - Азизовой Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального Казначейства по Республике Дагестан Кахаева М.А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 04 октября 2011 года, которым постановлено: «Иск Агамагомедова Р. Х. к Министерству финансов РФ о взыскании единовременного денежного пособия как гражданину, получившему вред здоровью, в результате террористического акта удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Агамагомедова Р. Х. единовременное пособие в размере 400 000 рублей и расходы за услуги представителя в размере 10 000 рублей, а всего 410 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать». Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Загирова Н.В., доводы представителей Агамагомедова Р.Х. - Саидова М.К. и Агамагомедова И.Х., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Агамагомедов Р.Х. обратился в Советский районный суд г. Махачкалы с иском к Министерству финансов РФ о взыскании единовременного денежного пособия в размере 400 000 рублей, как гражданину, получившему вред здоровью, в результате террористического акта, указывая на то, что он с 17 марта по 05 апреля 2010 года находился в учебном отпуске. 31 марта 2010 года, примерно в промежутке времени с 08 часов 30 минут по 09 часов 10 минут на <адрес> были совершены два взрыва, в результате которых он получил телесные повреждения. Повреждения, полученные им, согласно заключению эксперта № 216 от 19 апреля 2010 года ГУ Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизь; Министерства здравоохранения РД, квалифицируются как вред здоровью средней тяжести. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель УФК по РД Кахаев М.А. просит отменить решение суда как необоснованное. В обоснование жалобы указывается на то, что в распоряжении Правительства РД от 01 сентября 2010 года № 208-р фамилия Агамагомедов Р.Х. в списках лиц, кому подлежит выплата единовременного пособия, отсутствует. Кроме того, из материалов следует, что Агамагомедов Р.Х. стал потерпевшим, будучи военнослужащим и им получены страховые выплаты в размере 05 окладов денежного содержания на основании требований приказа МВД РФ от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД РФ». Также представитель УФК считает, что замена ответчика произведена необоснованно, поскольку Министерство финансов РФ обязательства по выплатам исполнила в полной мере. Органами, обеспечивающими осуществление выплат членам семей погибших сотрудников и сотрудникам, получивших вред здоровью в результате террористического акта, совершенного в марте 2010 года в г. Кизляре РД, являются МВД РФ,.и Генеральная прокуратура РФ, согласно п. 6 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2010 года № 455-р. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35 «О противодействию терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Согласно статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии со статьями 18 и 25 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате террористического акта. Из этих норм закона следует, что причинение материального ущерба в результате террористического акта подпадает под действие названного закона и граждане, здоровью которых причинен ущерб, имеют право на его возмещение. Возмещение вреда осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий: а) выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации; гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека). Как усматривается из материалов дела, Агамагомедов Р.Х. получил 31 марта 2010 года в г. Кизляре телесные повреждения от террористического акта. Повреждения, полученные им, согласно заключению эксперта № 216 от 19 апреля 2010 года ГУ Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РД, квалифицируются как вред здоровью средней тяжести. Отсюда следует, что Агамагомедов Р.Х. на основании приведенных норм имеет право на получение единовременного пособия, как гражданин, получивший в результате террористического акта вред здоровью средней тяжести. В кассационной жалобе указано, что в распоряжении Правительства РД от 01 сентября 2010 года № 208-р фамилия Агамагомедов Р.Х. в списках лиц, кому подлежит выплата единовременного пособия, отсутствует и поэтому ему не положена выплата единовременного пособия. Однако этот довод является несостоятельным. Как видно из дела, в первоначальном распоряжении Правительства РД от 02 апреля 2010 года № 86-р «Об оказании материальной помощи семьям погибших в результате террористического акта, произошедшего 31 марта 2010 года в г. Кизляре» Агамагомедову Р.Х., как лицу, получившему ранение средней степени, оказана материальная помощь в размере 50 тысяч рублей, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». То обстоятельство, что Агамагомедов Р.Х. по неизвестным причинам не указан в последующем распоряжении Правительства РД от 01 сентября 2010 года № 208-р не свидетельствует об отсутствии у него право на получение единовременного пособия. Приведенные выше нормы не связывает право на получение единовременного пособия со статусом гражданина, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что поскольку истцом получены страховые выплаты в размере 05 окладов денежного содержания на основании требований приказа МВД РФ от 16 декабря 1998 года № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД РФ», он не имеет право на получение единовременного пособия, также является несостоятельным. Довод кассационной жалобы о том, что замена ответчика произведена необоснованно, ссылкой на то, что Министерство финансов РФ обязательства по выплатам включенных в список пострадавших исполнило в полной мере, а органами, обеспечивающими осуществление выплат членам семей погибших сотрудников и сотрудникам, получивших вред здоровью в результате террористического акта, совершенного в марте 2010 года в г. Кизляре РД, являются МВД РФ и Генеральная прокуратура РФ, согласно п. 6 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2010 года № 455-р, является необоснованным. Как следует из вышеприведенных нормативных актов, единовременное пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, соответственно иск должен предъявляться к Министерству финансов РФ. В соответствии со ст. 125 и 1071 ГК РФ казна выступает в суде от имени Российской Федерации. Согласно вышеназванному распоряжению Правительство РФ распорядилось МВД России и Генеральной прокуратуре РФ обеспечить осуществление предусмотренных законодательством РФ выплат членам семей погибших (умерших) сотрудников (работников) и сотрудникам (работникам), получившим вред здоровью в результате указанных в пункте 1 настоящего распоряжения террористических актов. Из данной нормы следует, что МВД России и Генеральной прокуратуре РФ поручено осуществить контроль за выплатой денежный средств, пострадавшим вследствие террористического акта, но не саму выплату. Таким образом, при изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, является правильным и обоснованным, доводы жалобы не могут повлечь его отмену. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: