Судья Максудов М.М. дело № 33 – 3635 – 2010 г. Кассационное определение 19 января 2011г. г. Махачкала. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего - Гончарова И.А., судей - Магадовой А.В. и Загирова Н.В., с участием прокурора - Алиевой Ф.Д., при секретаре - Гаруновой М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мянчиева М.К. Гаджимагомедовой М. на решение судьи судебного состава Лакского районного суда РД Максудова М.М. от 09 декабря 2010 года, которым постановлено: «в удовлетворении исковых требований об отмене протокола участковой Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснения Мянчиева М.К. и его представителей Гаджимагомедовой М., адвоката Сулейманова А.С., просивших об отменен решения суда, объяснения главы администрации МО «Сельсовет Вихлинский» Гусейнова М.Х., просившего об оставлении решения суда без изменения, объяснения представителя МИК МО «Сельсовет Вихлинский» Гасанова И.К., просившего об оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшего оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан установила: Мянчиев М.К. обратился в суд с иском к территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>», муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский», участковой избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский» с требованиями: 1) об отмене протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № <дата> 2) об отмене протокола об итогах голосования муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский» от <дата> 3) о признании результатов выборов Главы МО «Сельсовет Вихлинский» недействительными; 4) об обязании территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» назначить новые выборы с соблюдением всех требований действующего законодательства. В обоснование своих требований Мянчиев М.К. утверждал, что в процессе подготовки и проведении выборов нарушены требования Конституции РФ, а также законодательства о выборах, а именно: 1) при составлении списков избирателей были допущены ошибки, которые заключались в том, что в указанные списки не были включены все избиратели, обладающие правом голоса, имеющаяся в списках информация не уточнялась и не проверялась на достоверность на протяжении нескольких лет, соответствующая информация не была запрошена с паспортного стола <адрес>; 2) число изготовленных бюллетеней превышало предусмотренные законодательством о выборах 1,5 % числа зарегистрированных избирателей. Количество бюллетеней, полученных муниципальной избирательной комиссией не превышало 706 шт, а в итоговом протоколе избирательной комиссии количество бюллетеней составляет 711 шт.; 3) в день выборов <дата> на избирательном участке № не было необходимого количества бюллетеней, т.е. число бюллетеней было меньше числа избирателей; 4) в день проведения выборов в 12ч.30м. избирателям было объявлено об окончании бюллетеней и все члены участковой избирательной комиссии покинули избирательный участок, не оставив ни одного члена комиссии, также оставив урны для голосования не опечатанными; 5)члены участковой избирательной комиссии вернулись на избирательный участок только в 15ч.00 м., после чего было продолжено голосование. При этом участковая избирательная комиссия не оповестила наблюдателей и других представителей кандидата Мянчиева М.К. о месте, количестве и времени передачи бюллетеней, не составила соответствующий акт о месте, количестве и времени передачи бюллетеней; 6)некоторые избиратели голосовали по нескольким паспортам, т.е. за себя и за 7) бюллетени отвозились на Бабаюртовский и Бажиганский избирательные участки без уведомления кандидата Мянчиева М.К., вследствие чего он не смог направить туда своих наблюдателей. Не ездил туда также никто из членов комиссии. 8) в протоколе участковой избирательной комиссии по избирательному участку № в графе 12 указано число утраченных избирательных бюллетеней - 0, тогда как рядом с избирательным участком были найдены надорванные бюллетени в количестве 7шт. 9) известно, что в выборах принимала участие гражданка Халилова Р. Б., тогда как такой жительницы в <адрес> нет. Однако в списках избирателей напротив ее фамилии стоит подпись, подтверждающая, что она голосовала. 10) наблюдатели Мянчиева З. К. и С. А. С. вели списки лиц принимавших участие в голосовании. Согласно спискам в голосовании приняли участие 370 человек, а при подсчете голосов из стационарной урны их оказалось 477. В итоговом протоколе муниципальной избирательной комиссии «Сельсовет Вихлинский» о результатах выборов главы муниципального образования «Сельсовет Вихлинский» в графе «число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем округе» указано - 859 человек, тогда как в протоколах участковых избирательных комиссий по избирательным участкам № и № число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования составило - 847 человек. В итоговом протоколе муниципальной избирательной комиссии в графе «число погашенных избирательных бюллетеней» указана цифра -23, тогда как в протоколах участковых избирательных комиссий по избирательным участкам № и № указано - 0 бюллетеней, а по данным, опубликованным в местной газете «Чаннац1уку» № 46 от 29.10.2010 года число погашенных бюллетеней указано – 10; 11)председателем участковой избирательной комиссии утерян список избирателей на момент окончания голосования. Заинтересованность в пропаже указанного документа могла быть только у лиц, которые вносили в него неверные или фальсифицированные данные. Кроме того, председатель участковой избирательной комиссии в день голосования игнорировал все жалобы наблюдателей, кандидатов и избирателей, отказывался подписать акты и принимать письменные жалобы. Были допущены и иные нарушения требований законодательства о выборах, влекущие за собой недействительность выборов, а также протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии, муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский», вследствие чего Мянчиев М.К. просил удовлетворить его требования. Представитель Мянчиева М.К.- Гаджимагомедова М.К. его требования поддержала. Представитель территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» Ахмедов М.Н. исковые требования Мянчиева М.К. не признал. Представитель муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе представителя Мянчиева М.К. Гаджимагомедовой М. ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела: так в своем решении судья утверждает, что в судебном заседании установлено число зарегистрированных избирателей в количестве 696 человек, тогда как по спискам, представленным ТИК <адрес> число избирателей составляет 585 человек, что соответствует количеству избирателей в первом экземпляре списка переданного ТИ<адрес> председателю УИК избирательного участка № Гасанову У.К. по Акту передачи списка избирателей от <дата>. Также по акту был передан список избирателей УИК избирательного участка № с количеством 103 избирателя. Соответственно общее количество избирателей на момент передачи списков и бюллетеней составляло 103+585-688 (шестьсот восемьдесят восемь) избирателя согласно действующему законодательству количество бюллетеней не должно было превышать 688+1.5%=699 бюллетеней. Каким образом и на основании чего и самое главное, с какой целью ТИК <адрес> заказал и в последующем передал на избирательный участок количество бюллетеней превышающих количество установленное законом так и осталось невыясненным. Также непонятно, на основании чего и из каких источников у судьи появилась информация о 696 избирателях, так как в ходе судебного заседания судья проигнорировал замечания представителя истца и не счел необходимым точно установить, как и почему число бюллетеней и количество избирателей не сходятся, и кем и почему были нарушены требования законодательства. Суд также счел необоснованным довод истца о нарушениях правил составления списка избирателей, но судьей не принято во внимание то, что активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей. Но суд не счел существенными доводы истца о том, что 153 избирателя оказались лишенными активного избирательного права, только из-за того, что аппарат администрации и избирательные комиссии проявили халатность к исполнению своих прямых обязанностей. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию либо неучастию в выборах, являются в равной степени незаконными, в данном случае не включение в список избирателей даже одного избирателя, а в нашем случае их 153 избирателя является принуждением граждан к неучастию в выборах, что является противозаконным. Учитывая тот факт, что согласно определению Конституционного суда РФ от 5 июня 2003 г. N 215-0 и нормам действующего законодательства о выборах, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если ли действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Все опрошенные свидетели подтвердили факт отсутствия избирательной комиссии на участке. Отклонение ходатайства об опросе лиц, не заявляющих самостоятельных требований избирателей в количестве 56 человек, по основаниям «отсутствия в деле адресованного суду обращения указанных лиц» считает необоснованным. Так же судья не уделил должного внимания тому факту, что после окончания первой партии бюллетеней и отсутствия комиссии более двух часов, а не 40 минут как они утверждают, они якобы принесли на участок остальные бюллетени, но каково было количество этих бюллетеней и каким образом они начали выдаваться избирателям судом так и не было установлено. В обжалуемом решении судья указывает на тот факт, что в Актах передачи бюллетеней не указана дата и время передачи, но суд почему то не обращает внимания на то, что есть всего один акт по которому было передано 80% бюллетеней, но нет второго акта по которому должны быть переданы еще 20% бюллетеней. Согласно п. 14 ст.63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, a также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней; а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся). Данный пункт федерального закона был грубо нарушен участковой избирательной комиссией. Так же судья проигнорировал показания двух наблюдателей: наблюдателя за выборами в депутаты районного собрания С. А. С. и доверенного лица кандидата Мянчиева Г. К на избирательном участке № Мянчиевой З. К., которые вели списки проголосовавших избирателей о том, что на момент объявления об окончании голосования в связи с окончанием бюллетеней количество проголосовавших избирателей составило 370 человек и именно по этой причине истцом и были вызваны представители прокуратуры. После приезда прокуратуры, прокурор <адрес> и председатель ТИК <адрес>, выслушав жалобы кандидатов и доверенных лиц, сверили количество выданных бюллетеней с количеством подписей в списках избирателей, и указанная цифра составила 477 избирателя, просьбу представителя истца обратить внимание на тот факт, что количество фактически проголосовавших избирателей и данные участковой избирательной комиссии составляют разницу именно в 20% бюллетеней, которые так и не были выданы избирателям, суд проигнорировал. Так же суд не уделил должного внимания тому, что на выездные участки также были отправлены бюллетени без ведома кандидатов и их представителей. И судья проигнорировал факт отсутствия в протоколах комиссий с выездных участков данных о количестве выданных на руки избирателей бюллетеней. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» списки избирателей, участников референдума составляются соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Основой для составления данных списков являются сведения, полученные с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума (о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Как установлено в п. 4 указанной статьи, основанием для включения гражданина в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места жительства гражданина на территории данного избирательного участка, участка референдума, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Как следует из материалов дела и установлено судом, число избирателей, зарегистрированных с использованием ГАС «Выборы» на территории МО «Сельсовет Вихлинский» по состоянию на 01.01.2010 г. составило 696 человек. Фактов обращения граждан с заявлением о неправильности в списках избирателей в избирательные комиссии либо в суд, обращения граждан по поводу того, что члены участковой избирательной комиссии в день проведения выборов в 12ч.30м. покинули избирательный участок, не оставив ни одного члена комиссии, также оставив урны для голосования не опечатанными, не установлены и в ходе судебного разбирательства таковые не представлены. Из дела следует, что в протоколе муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский» от <дата> число полученных бюллетеней указано - 706 шт. В графе «Число неучтенных при получении бюллетеней» указано - 2. Число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку № на день голосования составило – 633. Факт утраты бюллетеней во время голосования на избирательном участке № в судебном заседании ничем не подтверждено. Судом установлено, что после окончания выборов на избирательном участке № утеряны списки избирателей, принявших участие в голосовании. Как следует из дела, прокурором Кудуевым З.Г., двумя сотрудниками УБЭП, а также председателем ТИК МО «<адрес>» в присутствии наблюдателей со стороны Мянчиева М.К. были проверены списки, по которым голосовали избиратели, после того как закончились бюллетени для голосования, и никаких расхождений между количеством проголосовавших по списку избирателей и Суд обоснованно не посчитал основанием для отмены результатов выборов то обстоятельство, что не было необходимого количества бюллетеней, число бюллетеней было меньше числа избирателей, поскольку количество переданных участковой избирательной комиссии по избирательному участку № бюллетеней за день до голосования составило - 460 шт., что составляет 72,6% от числа избирателей, включенных в списки избирателей, на избирательном Из материалов дела следует, что в Бабаюртовской и Бажиганской зонах отгонных пастбищ были созданы два избирательных участка - избирательный участок № в Бабаюртовской зоне, избирательный участок № в Бажиганской зоне. Муниципальная избирательная комиссия МО «Вихлинский сельсовет» распределила избирательные бюллетени по данным участкам следующим образом - УИК по избирательному участку № – 10 бюллетеней, УИК по избирательному участку № бюллетеней. Судом установлено нарушение требований ст.63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившееся в том, что председателю участковой избирательной комиссии по избирательному участку № Ганапиеву А.Г. были переданы бюллетени в количестве 10 шт, предназначенные для участковой избирательной комиссии по избирательному участку №, что в актах передачи бюллетеней муниципальной избирательной комиссией нижестоящим участковым комиссиям не указаны дата и время передачи бюллетеней. Из дела видно, что в протоколах УИК по избирательным участкам №, № в графе «число погашенных бюллетеней» указана цифра – 0, в протоколах УИК по избирательным участкам № и № в графе число погашенных бюллетеней» указано – 5, в протоколе муниципальной участковой комиссии МО «Сельсовет Вихлинский», в графе «число погашенных бюллетеней» указано -10. В сведениях о результатах выборов на пост главы МО «Сельсовет Вихлинский», опубликованных в местной газете «Чаннац1уку» № от <дата> число погашенных бюллетеней указано - 10. Факт несоответствия сведений указанных в протоколах участковых избирательных комиссий, в итоговом протоколе муниципальной избирательной комиссии, а также сведений, опубликованных в местной газете, по результатам выборов главы МО «Сельсовет Вихлинский» не установлен. Нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено и доказательств такового истцом не представлено. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется и таковых судом не установлено. Учитывая изложенное, обжалуемое судебное постановление следует признать законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение судьи судебного состава Лакского районного суда РД в Кулинском районе Максудова М.М. от 09 декабря 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку <дата> об отмене протокола об итогах голосования муниципальной избирательной комиссии МО «Сельсовет Вихлинский» от 10.10.2010 г., о признании результатов выборов Главы МО «Сельсовет Вихлинский» недействительными, об обязании территориальной избирательной комиссии МО «<адрес>» назначить новые выборы с соблюдением всех требований действующего законодательства, Мянчиеву Магомедгаджи К. отказать».
других, на руки выдавались по 5-6 бюллетеней.
Вихлинский» Гасанов И.К. исковые требования Мянчиева М.К. не признал.
Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают. Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации.
израсходованными бюллетенями выявлено не было.
участке №, что соответствует требованиям ч.13 ст. 63 Федерального закона от <дата> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому по каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней.