О признании положения недействительным



Судья <.>

Дело № 33-3212/2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 16 ноября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего – Шихгереева Х.И.

Судей – Ахмедовой С.М., Мустафаевой З.К.

При секретаре – Хираеве Ш.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Хивского района Республики Дагестан на решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора Хивского района РД «О признании пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Хивский район» недействительным, отказать».

Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав объяснения прокурора Исмаиловой С.Г., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия,

установила:

В Хивский районный суд Республики Дагестан с заявлением в порядке статьи 22 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» к районному Собранию депутатов муниципального образования «Хивский район» обратилась прокурор Хивского района. В своем исковом заявлении прокурор Хивского района Лагметова Ф.К., указывает, что по поручению прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой района проведена проверка законности Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования «Хивский район», утвержденного постановлением внеочередной 16-й сессии районного Собрания МО «Хивский район» от 29.10.2005 года.

Установлено, что пунктом 4 Положения предусмотрено расходование средств резервного фонда на финансирование, в том числе, «других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования «Хивский район».

Прокурор указывает, что пункт 4 Положения в указанной части противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.

Так, согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 - ФЗ средства резервных фондов местных администраций направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, финансирование «других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования «Хивский район» не отвечает выше названным признакам, не являются непредвиденными, могут быть отнесены к текущим расходам бюджета и предусматриваться в сметах соответствующих органов.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального Закона от 17.07.2009 № 172 - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

В соответствии со статьей 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», к коррупционным факторам относится - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Оспариваемый пункт 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования «Хивский район» позволяет администрации муниципального образования произвольно его толковать и применять, что ведет к нарушению общеправовых принципов юридической ответственности, нарушению гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод и в этой связи противоречит Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», способствует проявлению коррупции, допускает или провоцирует их.

Такое правовое регулирование вызывает его неоднозначное понимание и толкование, создает правовую неопределенность в применении закона, а также является и коррупционным фактором в силу ч.2 ст.1 Федерального Закона от 17 июля 2009 № 172 — ФЗ.

В связи с этим прокуратурой района вынесен протест, которым предложено внести изменения в п.4 Положения средства резервного фонда администрации МО «Хивский район». Решением сессии районного Собрания депутатов от 22.07.2011г. № 27 протест прокурора отклонен.

Стаится вопрос о признании пункт 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования «Хивский район», утвержденного постановлением внеочередной 16-й сессии районного Собрания МО «Хивский район» от 29.10.2005 № 16 в части финансирования «других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования «Хивский район» недействительным.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

На решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2011 года прокурором Хивского района Республики Дагестан подано кассационное представление, в котором содержится просьба об отмене указанного решения суда и принятии по делу нового решения.

В обоснование доводов кассационного представления прокурор указывает, что судом при принятии решения допущены нарушения гражданского процессуального закона, а именно вводная часть решения не отвечает требо­ваниям ч.2 ст. 198 ГПК РФ. В решении Хивского районного суда от 19.09.2011г. не указаны стороны и другие лица, участвующие в рассмотрении дела и их представители.

В ходе судебного заседания было установлено, что в Положении о порядке расходования средств резервного фонда МО «Хивский район» предусмотре­ны все непредвиденные расходы: поддержка общественных организаций и объединений, проведение мероприятий местного значения, проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значе­ния, выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гра­жданам.

Что касается «других мероприятий и расходов, относящихся к пол­номочиям органов местного самоуправления муниципального образования «Хивский район», то они могут быть отнесены к текущим расходам бюджета и должны предусматриваться в сметах соответствующих органов.

Данному обстоятельству судом дана неправильная оценка, за основу решения взято субъективное мнение судьи, которое противоречит Конститу­ции Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации. Кроме того, ссылка судьи на Сборник модельных правовых актов для обеспе­чения бюджетного процесса в муниципальных образованиях (в решении ука­зано «организациях»), разработанный Департаментом межбюджетных отно­шений МФ РФ является необоснованным и незаконным, т.к. указанный сборник никем не утвержден, в установленном законом порядке государст­венную регистрацию в органах юстиции не прошел и не является норматив­ным документом.

Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления прокурора о признании пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования «Хивский район», утвержденного постановлением внеочередной 16-й сессии районного Собрания МО «Хивский район» от 29.10.2005 № 16 в части финансирования «других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования «Хивский район» недействительным, суд исходил из того, что оспариваемый правовой акт не противоречит федеральному закону.

Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (часть 5 статьи 81 БК РФ).

Оспариваемый пункт соответствует требованиям пункта 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд соответствует своему назначению, а именно расходы связаны с непредвиденными обстоятельствами и устранением их последствий, а также невозможностью предусмотреть эти расходы в бюджете на будущий период.

В положении о резервном фонде местной администрации муниципального образования, в котором определяются направления расходования средств данного фонда, может быть предусмотрена возможность оказания единовременной финансовой поддержки предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета района, на отдельные социально-культурные мероприятия, и другие непредвиденные расходы, возникающие при исполнении местного бюджета.

Правильным является вывод суда о том, что администрация МО «Хивский район» на основании статьи 81 БК РФ вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемой норме Положения.

Вывод суда, изложенный в решении, мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены состоявшегося решения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Хивского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий - Х.И. Шихгереев

Судьи - С.М. Ахмедова

З.К. Мустафаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200