Судья Магомедов И.М. дело № 33-3555/2011г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Махачкала 30 ноября 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - Шихгереева Х.И. судей - Загиров Н.В. и Мустафаевой З.К. при секретаре – Чоракаеве Т.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Шамильского района на решение Шамильского районного суда от 06 октября 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении заявления прокурора Шамильского района о признании пунктов 2 и 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район», утвержденного Постановлением главы МО «Шамильский район» от 13 января 2010 г. № 7, недействующими со дня вынесения, а также о признании Постановления главы МО «Шамильский район» от 13 января 2010 г. № 7/1 «О резервном фонде администрации МО «Шамильский район» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», недействующим со дня его вынесения, отказать». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., доводы прокурора Джарулаева А.К., просившего решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района о признании пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район недействующим со дня его вынесения оставить без изменения, а в остальной части решение суда отменить, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Шамильского района РД обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ, о признании пунктов 2 и 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район», утвержденного Постановлением главы администрации МО «Шамильский район» от 13 января 2010 года № 7, недействующими со дня вынесения постановления, а также о признании Постановления главы МО «Шамильский район» от 13 января 2010 года № 7/1 «О резервном фонде администрации МО «Шамильский район» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», недействующим со дня его вынесения, на том основании, что в указанной части Положение и Постановление в целом противоречит действующему законодательству. Пунктом 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район» предусмотрено расходование средств резервного фонда на финансирование: -государственной поддержки общественных организаций и объединений; -проведения юбилейных мероприятий общегосударственного, регионального, республиканского и местного значения; -проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного, регионального, республиканского и местного значения; - выплат разовых премий и оказание разовой материальной помощи гражданам за услуги перед республикой, успехи в работе и общественной жизни района; -проведение ремонтных и восстановительных работ по заявкам местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; -издания сборников нормативных правовых актов местного значения; -других мероприятий проводимых по распоряжению главы администрации МО «Шамильский район». Требованиям федерального бюджетного законодательства противоречит также и пункт 2 Положения, в котором указывается, что размер резервного фонда администрации МО «Шамильский район» определяется решением Собрания депутатов МО «Шамильский район» на соответствующий год. Согласно ч.3 ст.81 БК РФ размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных организаций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. То есть, размер резервного фонда местных администраций устанавливается решением представительного органа о бюджете на соответствующий финансовый период и не может быть определен каким-либо другим решением. 13 января 2011 года Главой МО «Шамильский район» вынесено Постановление №7/1 «О резервном фонде администрации МО «Шамильский район» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которым предусмотрено создание резервного фонда администрации МО «Шамильский район» для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Этим же постановлением утверждены и Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда администрации на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Данное постановление главы муниципального образования является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии с ч.6 ст. 81 БК РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В нарушение указанного законоположения и с нарушением своей компетенции главой муниципального образования 13 января 2010 года вынесено Постановление за № 7/1 о резервном фонде. Судом постановлено указанное выше решение. На данное решение прокурором Шамильского района подано кассационное представление, в котором просит отменить решение суда. В обоснование указывает, что вопреки требованиям Бюджетного кодекса и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 3 Положения предусматривает финансирование мероприятий, которые не являются непредвиденными. Кроме того, в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ решение суда в части оспаривания прокурором пункта 2 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Шамильского района и Постановления главы МО «Шамильский район» № 7/1 ничем не мотивировано, доводы заявления прокурора судом не опровергнуты и оценка им не дана. Проверив материала дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как это видно из дела, свое обращение прокурор Шамильского района мотивирует тем, что п. 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Шамильского района позволяет администрации района расходовать средства резервного фонда в нарушение требований законодательства. Отказывая в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Шамильского района вправе устанавливать в вышеназванном Положении указанный порядок расходования средств резервного фонда. Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции в этой части по следующим основаниям. Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Пунктом 4 статьи 81 БК РФ установлено, что "средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году". Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" четко устанавливают, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Следовательно, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает в качестве обязательного критерия расходования средств резервного фонда только чрезвычайный характер расходов. Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, являются лишь частным случаем непредвиденных расходов, порядок расходования которых субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно (п. 5 ст. 81 БК РФ). На это обращено внимание в решении суда первой инстанции, обоснованно полагавшего, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и т.д., но и других мероприятий, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год. С учетом этого администрация МО «Шамильский район» на основании п. 5 ст. 81 БК РФ была вправе установить порядок расходования средств резервного фонда, в том числе на цели, указанные в оспариваемой норме Положения. В этой связи довод прокурора, считавший, что резервный фонд может быть использован только на цели, носящие чрезвычайный характер, следует признать неверным. Кроме того, на заседании судебной коллегии прокурор просил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района о признании пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район недействующим со дня его вынесения, оставить без изменения. Таким образом, решение суда в этой части является правильным и подлежит оставлению без изменения. В тоже время, по мнению судебной коллегии, решение суда в части отказа в удовлетворения заявления прокурора Шамильского района о признании пунктов 2 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район», утвержденного Постановлением главы МО «Шамильский район» от 13 января 2010 г. № 7, недействующим со дня вынесения, а также о признании Постановления главы МО «Шамильский район» от 13 января 2010 г. № 7/1 «О резервном фонде администрации МО «Шамильский район» по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», недействующим со дня его вынесения подлежит отмене. В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Между тем, решение суда в данной части в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ не мотивировано. Поскольку судом первой инстанции решение в данной части отказа требованиям прокурора Шамильского района не мотивировано, то оно подлежит отмене в этой части. На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Шамильского районного суда от 06 октября 2011 года в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Шамильского района о признании пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации МО «Шамильский район недействующим со дня его вынесения оставить без изменения, в остальной части решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий: Судьи: