Судья Хасаев А.Х. дело № 33-1961-2011г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13июля 2011года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего - Мамаева И.М., судей - Магадовой А.В. и Абдулхалимова М.М., при секретаре - Алиевой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министра юстиции Республики Дагестан Рагимова А.Т., действующего по доверенности Правительства Республики Дагестан, на решение суда Кизилюртовского района от 09 февраля 2011года, которым постановлено: обязать администрацию МО «Кизилюртовский район» включить дополнительно в список членов семьи Абдураева М. М.ича: приемную дочь Гаджиеву А. М., сестру его супруги Сайпудинову А. У., двух внуков Мирзаханова М. М. и Корголоева К. М., составить соответствующий реестр лиц, дома которых в МО «Село Кульзеб» Кизилюртовского района подлежат сносу и не пригодны для проживания, и представить эти документы в ГУ МЧС РФ по РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 8 человек. Обязать ГУ МЧС РФ по РД представить указанный список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата на имя Абдураева М. М.ича с учетом количества членов семьи 8 человек. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя ответчика по доверенности Курбаналиева Ю.М.(доверенность 05-22/03от 13.01. 2011г.) об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан, установила: Абдураев М. М.ич обратился в суд с иском к администрации МО «село Кульзеб» Кизилюртовского района о возложении обязанности включить членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших место в сентябре 2009 года. В обоснование иска указано на то, что его дом пострадал в результате указанного стихийного бедствия и пришел в состояние, не пригодное к проживанию. Созданной для этого специальной комиссией его дом был обследован и составлены соответствующие документы. Однако при представлении указанных документов для решения вопроса о выделении ему жилищного сертификата из 8 членов его семьи, проживающих совместно с ним, исключили 4 членов, а оставили только 4 членов. Из списка членов его семьи исключили его приемную дочь Гаджиеву А. М., сестру его супруги Сайпудинову А. У., и двух внуков Мирзаханова М. М. и Корголоева К. М., хотя матери этих внуков (дочери истца) Абдураева Х. и Абдураева Ф. включены в списки. Все указанные лица прописаны в его доме и проживают совместно с ними. Исключением указанных лиц из списков членов его семьи нарушены его права. Им получен жилищный сертификат на 72 квадратных метра общей площади, тогда как в случае представления полного списка членов его семьи жилищный сертификат должен был быть выдан на 144 квадратных метра. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министра юстиции республики Дагестан Рагимова А.Т. ставится вопрос об отмене решения суда и прекращение производства по делу. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба и др. Если обратившийся с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ не представил обосновывающие документы, то Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается. Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба и количеств пострадавших возложена на соответствующие районные администрации. Кроме того, необходимо отметить, что в компетенцию Правительства РД не входит осуществление проверок на предмет достоверности составленных списков администрацией с. Нечаевка «Кизилюртовского района», администрации «Кизилюртовского района», а также какие домостроения обследованы и какие признаны непригодными для проживания. Необходимо отметить, что суд не учел в обжалуемом решении, что законодатель обуславливает сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим от стихии. Так, п. 2 ч. 7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.10.2008г. № 750 устанавливает, что в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок (один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации) вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.07.2010г. № 1044-р Правительству РД из федерального бюджета были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий сильных дождей, которые в свою очередь были доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства РД от 16.08.2010г. № 191-р на основании данных, представленных районной комиссией по ЧС. Выводы суда противоречат материальным нормам (постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), постановлению Правительства РД от 08.12.2005г. №215 «О Республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий строго регламентированы законодательством. Суд, удовлетворяя требования Абдураева М.М. исходил из того, что вместе с ним проживают еще семь членов семьи, исключение из списка членов семьи истца четырех лиц, является незаконным и судом достоверно установлен тот факт, что указанные лица являются членами семьи истца и на момент стихийного бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истцом, исключением указанных лиц из списков членов его семьи нарушены права Абдураева М.М., поскольку ему выдан именной государственный жилищный сертификат серии-А № на 72 квадратных метра с учетом состава семьи в 4 человека, тогда как должен был быть выдан жилищный сертификат с учетом членов семьи в 8 человек. Однако такой вывод суда является неправильным, не основанным на нормах материального права. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъекта РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ должен представить обосновывающие документы, в противном случае вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства РФ по ГО ЧС контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается. Вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий регламентированы, определены сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, обязанность по представлению обосновывающих документов в установленный срок, и в случае нарушения предусмотренных сроков вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается. Как видно из материалов дела, администрацией МО «Кизилюртовский район» дом Абдураева М. М. признан непригодным для проживания, он включен в список семей граждан, пострадавших в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009г. на территории Кизилюртовского района РД на получение государственных жилищных сертификатов (<адрес>) в качестве главы семьи и в качестве членов его семьи включены супруга Сайпутдинова И. Н., дочери Абдураева Х. М. и Абдураева Ф. М., всего 4 человека. Указанный список подписан начальником отдела ГО ЧС Кизилюртовского района, начальником отдела УФМС РФ по РД в Кизилюртовском районе, утверждены И.О. главы администрации МО «Кизилюртовский район» и в последующем утверждены постановлением Правительства РД от 15.01.2010 г. №7. Администрацией МО «Кизилюртовский район» истец также включен в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (средства для выплат пострадавшим гражданам выделены распоряжением Правительства РД от 16.08.201 Ог № 191-р непосредственно администрации МО «Кизилюртовский район). Истцом получен государственный жилищный сертификат, исходя из количества его членов семьи на 4 человека, от Министерства финансов РД. Из материалов дела видно, что истцом не представлены доказательства о том, что указанные им лица как пропущенные в списках пострадавших, являются членами его семьи или вселены истцом в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи, что указанные лица постоянно проживали в жилом помещении, принадлежащем истцу и другого жилья не имели и что Гаджиева A.M. является его дочерью. Справка о составе семьи, выданная администрацией сел. Кульзеб, и домовая книга, представленные истцом в деле, не являются доказательствами, подтверждающими требования истца. Все это должно быть подтверждено судебными решениями и иными документами. Вывод суда, что заявитель вправе ставить перед судом вопрос об установлении факта, что определенное лицо является членом его семьи, поскольку установление этого факта имеет для него юридическое значение, поскольку возник спор о праве и указанные вопросы могут быть рассмотрены и разрешены судом при разрешении указанного спора и судом достоверно установлен тот факт, что указанные лица являются членами семьи истца и на момент стихийного бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истцом, является не основанным на материалах дела. Как следует из материалов дела, истцом не заявлялись требования об установлении факта, им заявлены требования о возложении обязанности включить членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, тем самым суд вышел за пределы заявленных требований. Итак, материалы дела свидетельствуют, что Абдураев М.М. был включен в списки лиц как пострадавший в результате стихийного бедствия, списки были направлены в МЧС Российской Федерации и им получен жилищный сертификат. Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба, количества пострадавших, других необходимых данных возложена на соответствующие районные администрации (Постановление Правительства Республики Дагестан от 08.12.2005г.№215), соответственно, районная администрация должна была ответственно подойти к составлению списков, не допускать ошибки. Суд, удовлетворяя требования истца, не учел, что законодательством установлены сроки для обращения в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации - один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрен определенный порядок обращения. Ливневые дожди, в результате которых был причинен ущерб заявителю, имели место в сентябре 2009г. Истец с требованием о восстановлении его нарушенных прав, включении его в список пострадавших и представления списка в МЧС РФ для возмещения причиненного ущерба обратился в суд 12.01.2011г. Итак, возлагая обязанность на Правительство Республики Дагестан представить документы в отношении Абдураева М.М. в МЧС Российской Федерации для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата на имя Абдураева М. М.ича с учетом количества членов семьи 8 человек, суд не учел положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008г.№ 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2010г.№ 1044 из федерального бюджета Правительству Республики Дагестан были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий от сильных дождей, которые в свою очередь доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16.08.2010г.№191-р на основании данных, представленных районной комиссией по ЧС. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Правительство Республики Дагестан своевременно обратилось в Правительство Российской Федерации и своевременно приняло меры по ликвидации последствий от сильных дождей. При изложенных обстоятельствах решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Абдураева М.М. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Кизилюртовского районного суда от 16 марта 2011года отменить. Принять по делу новое решение, отказать Абдураеву М.М. в удовлетворении иска. Председательствующий - Судьи -