Алероева-обяз.адм.вкл. в список пострав. членов ее семьи



Судья Хасаев А.Х.

дело №33-1964-2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13июля 2011 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего - Мамаева И.М., судей - Магадовой А.В. и АбдулхалимоваМ.М-, при секретаре - Алиевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министра юстиции Республики Дагестан Рагимова А.Т., действующего по доверенности Правительства Республики Дагестан,

на решение суда Кизилюртовского района от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:

Обязать администрацию МО «Кизилюртовский район» включить дополнительно в список членов семьи Алероевой Э. С.: двоюродного брата Устарбекова Р. М., двоюродных сестер Устарбекову Ф. Р., Устарбекову А. Р., Рамазанову- Н. К. и Рамазанову А. К., составить соответствующий реестр лиц, дома которых в МО «Село Кульзеб» Кизилюртовского района подлежат сносу и не пригодны для проживания, и представить эти документы в ГУ МЧС РФ по РД для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата с учетом количества членов семьи 10 человек.

Обязать ГУ МЧС РФ по РД представить указанный список и реестр в Правительство РД для последующего представления в МЧС РФ для решения вопроса о выдаче жилищного-сертификата на имя Алероевой Э. С. с учетом количества членов семьи 10 человек.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя ответчика по доверенности Зурбаналиева Ю.М.(доверенность 05-22/03от 13.01. 2011г.) об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан,

установила:

Алероева Э. С. обратилась в суд с иском к администрации МО
«село Кульзеб» Кизилюртовского района о возложении обязанности включить
членов его семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, имевших
место в сентябре 2009 года.

В обоснование иска указано на то, что ее дом пострадал в результате
указанного стихийного бедствия и пришел в состояние, не пригодное к
проживанию. Созданной для этого специальной комиссией дом был обследован и составлены соответствующие документы. Однако при представлении указанных документов для решения вопроса о выделении ей жилищного сертификата из 10 членов её семьи, проживающих совместно с ней, исключили 5 членов семьи и оставили только 5 членов семьи, исключили её двоюродного брата Устарбекова Р. М., хотя в Списке остался отец Рамазана У. М., который приходится дядей (братом матери) истице. Также исключили двоюродных сестер истицы Устарбекову Ф. Р.,


Устарбекову А. Р. (дочери другого дяди истицы), ранее Устарбеков Р. также жил в этом доме, но до указанного стихийного бедствия он выехал в Москву и выписался из этого дома. Также исключили двоюродных сестер истицы Рамазанову Н. К. и Рамазанову А. К. (дочери тети истицы), их отец умер, а мать, которая ранее проживала вместе с ними в этом доме, также выписалась и проживает в Москве. Другого жилья у этих детей нет. Указанный дом остался им от родителей, в связи с чем все, кто остался в Кульзебе из этой семьи, проживают в этом доме, поскольку другого жилья ни у кого нет. Все указанные лица прописаны в доме истицы и проживают совместно с нею. Исключением указанных лиц из списков членов семьи нарушены права истицы, поскольку, исходя из количества членов семьи, в жилищном сертификате указывает количество квадратных метров, полагающегося по этому сертификату жилого помещения. Истицей получен жилищный сертификат на 90 квадратных метров общей площади, тогда как в случае представления полного списка членов её семьи жилищный сертификат должен был быть выдан на 180 квадратных метров.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министра юстиции республики Дагестан Рагимова А.Т. ставится вопрос об отмене решения суда и прекращение производства по делу.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат —физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба и др.

Если обратившийся с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ не представил обосновывающие документы, то Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается.

Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера
причиненного ущерба и количеств пострадавших возложена на соответствующие районные администрации.

Кроме того, необходимо отметить, что в компетенцию Правительства РД
не входит осуществление проверок на предмет достоверности составленных
списков администрацией с. Нечаевка «Кизилюртовского района», администрации «Кизилюртовского района», а также какие домостроения обследованы и какие признаны непригодными для проживания.

Необходимо отметить, что суд не учел в обжалуемом решении, что законодатель обуславливает сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим от стихии.

Так, п. 2 ч. 7 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановление Правительства-РФ от 13Л0.2008г. № 750 устанавливает, что в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок (один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации) вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.07.2010г. № 1044-р Правительству РД из федерального бюджета были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий сильных дождей, которые в свою очередь были доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства РД от 16.08.2010г. № 191 -р на основании данных, представленных районной комиссией по ЧС.

Выводы суда противоречат материальным нормам (постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий), постановлению Правительства РД от 08.12,2005г. №215 «О Республиканской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В возражении на кассационную жалобу представитель Алероевой Э.С. -Алероева П.Ш. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий строго регламентированы законодательством.

Суд, удовлетворяя требования Алероевой Э.С. исходил из того, что вместе
с нею проживают еще девять членов семьи, исключение из списка членов семьи
истца пятерых лиц, является незаконным и судом достоверно установлен тот
факт, что указанные лица являются членами семьи истца и на момент стихийного
бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истцом, исключением
указанных лиц из списков членов ее семьи нарушены права Алероевой Э.С.
поскольку ей выдан именной государственный жилищный сертификат серии-А
№ 0003055 на 90 квадратных метра с учетом состава семьи в 5 человек, тогда как
должен был быть выдан жилищный сертификат с учетом членов семьи в 10 человек.

Однако такой вывод суда является неправильным, не основанным на нормах материального права.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъекта РФ не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства РФ должен представить обосновывающие документы, в противном случае вопрос об оказании помощи не рассматривается и по представлению Министерства РФ по ГО ЧС контроль над исполнением указанного поручения Председателя Правительства РФ прекращается.

Вопросы ликвидации последствий стихийных бедствий регламентированы, определены сроки обращения с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат, обязанность по представлению обосновывающих документов в установленный срок, и в случае нарушения предусмотренных сроков вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не рассматривается.

Как видно из материалов дела, администрацией МО «Кизилюртовский район» дом Алероевой Э.С. признан непригодным для проживания, она включена в список семей граждан, пострадавших в результате очень сильного дождя 21 сентября 2009гг~на территории Кизилюртовского района РД на получение государственных жилищных сертификатов (<адрес>) в качестве главы семьи.

Указанный список подписан начальником отдела ГО ЧС Кизилюртовского района, начальником отдела УФМС РФ по РД в Кизилюртовском районе, утверждены И.О. главы администрации МО «Кизилюртовский район» и в последующем утверждены постановлением Правительства РД от 15.01.2010 г.

Истцом получен государственный жилищный сертификат, исходя из количества его членов семьи на 5 человек Министерством финансов РД.

Из материалов дела видно, что истцом не представлены доказательства о том, что указанные ею лица как пропущенные в списках пострадавших, являются членами ее семьи или вселены истцом в принадлежащее ей жилое помещение в качестве членов своей семьи, что указанные лица постоянно проживали в жилом помещении, принадлежащем истцу и другого жилья не имели. Суд при вынесении решения ссылается на представленные истцом в качестве доказательств похозяйственную книгу, домовую книгу, на справки администрации с. Кульзеб.

Однако указанные доказательства являются необоснованными и несостоятельными.

Так, в похозяйственной книге №4 на лицевой стороне указано, что она заведена на 2002,2003.2004, 2005, 2006 года, в ней не указан точный адрес хозяйства, указана только улица Железнодорожная, главой семьи указана Гусейнова А. М., а не истица, имеющиеся исправления никем не заверены, не представлены документы истицей, что она является собственником дома, расположенном по <адрес>.

Из справки, представленной истицей, администрацией с.Кульзеб не
указано с какого времени и по какому адресу в с. Кульзеб проживали истец и лица, указанные в справке, в домовой книге нет отметки органа внутренних дел о регистрации в отношении некоторых лиц, а в отношении других лиц не указан адрес, по которому они зарегистрированы.

Вывод суда, что заявитель вправе ставить перед судом вопрос об установлении факта, что определенное лицо является членом ее семьи, поскольку установление этого факта имеет для нее юридическое значение, поскольку возник спор о праве и указанные вопросы могут быть рассмотрены и разрешены судом при разрешении указанного спора и судом достоверно установлен тот факт, что указанные лица являются членами семьи истца и на момент стихийного бедствия проживали и продолжают проживать вместе с истцом, является не основанным на материалах дела.

Как следует из материалов дела, истцом не заявлялись требования об установлении факта, ею заявлены требования о возложении обязанности включить членов ее семьи в списки пострадавших в результате ливневых дождей, тем самым суд вышел за пределы заявленных требований.

Итак, материалы дела свидетельствуют, что Алероева Э.С. была включена в списки лиц как пострадавший в результате стихийного бедствия, списки были направлены в МЧС Российской Федерации и ею получен жилищный сертификат.

Обязанность по составлению списков пострадавших с указанием размера причиненного ущерба, количества пострадавших, других необходимых данных возложена на соответствующие районные администрации (Постановление Правительства Республики Дагестан, от 08.12.2005г.№215), соответственно, районная -администрация должна была ответственно подойти к составлению списков, не допускать ошибки.

Суд, удовлетворяя требования истца, не учел, что законодательством установлены сроки для обращения в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате возникновения чрезвычайной ситуации - один месяц со дня возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрен определенный порядок обращения.

Ливневые дожди, в результате которых был причинен ущерб заявителю, имели место в сентябре 2009г. Истец с требованием о восстановлении ее нарушенных прав, включении ее в список пострадавших и представления списка в МЧС РФ для возмещения причиненного ущерба обратилась в суд 14.01.2011г.

Итак, возлагая обязанность на Правительство Республики Дагестан представить документы в отношении Алероевой Э.С. в МЧС Российской (Федерации для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата на имя Алероевой Э. С. с учетом количества членов семьи 10 человек, суд не учел положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008г.№ 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Заслуживает внимания довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2010г.№ 1044 из федерального бюджета Правительству Республики Дагестан были выделены финансовые средства на ликвидацию последствий от сильных дождей, которые в свою очередь доведены до пострадавших в полном объеме распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16.08.2010г. №191-р на основании данных, представленных районной комиссией по ЧС. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Правительство Республики Дагестан своевременно обратилось в Правительство Российской Федерации и своевременно приняло меры по ликвидации последствий от сильных дождей. При изложенных обстоятельствах решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение по делу установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Алероевой Э.С.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кизилюртовского районного суда от 09 февраля 2011года отменить. Принять по делу новое решение, отказать Алероевой Э.С. в удовлетворении иска.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200