Фефилова К.В. к Администрации ГО `город Дербент` об обеспечении жилым помещением как сироте.



Судья Гаджимурадова Н.М.

Дело № 33-3655/2011г

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 14 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – Августиной И.Д.,

судей – Биремовой А.А. и Устаевой Н.Х.,

при секретаре- Базаевой Д.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации ГО «город Дербент» Раджабова А.С. (доверенность №0-13 от 7.06.2011 года) на решение Дербентского городского суда от 8 ноября 2011 года, которым постановлено:

«Иск Фефиловой К. В. - удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «город Дербент» предоставить Фефиловой К. В. вне очереди жилье не ниже установленных законом социальных норм, как сироте.

Взыскать с администрации городского округа «город Дербент» в пользу Фефиловой К.В. расходы на услуги представителя по доверенности в размере <.> рублей».

Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., судебная коллегия

установила:

Фефилова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации ГО «город Дербент» об обязании обеспечить ее жилым помещением вне очереди, не ниже установленных социальных норм, мотивируя свои требования тем, что она является сиротой, оставшейся без попечения родителей, в 1989 году в возрасте трех лет вместе со своими сестрами - Анной, Кристиной и Инной, была определена в детский дом № 2 г.Дербента, где находилась на воспитании по 01 сентября 2001 года. С 2002 года она состоит на учете для получения жилья в администрации ГО «город Дербент», однако ей жилье не предоставляется, хотя на основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на получение жилья.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации ГО «город Дербент» Раджабов А.С. просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что данное решение нарушает принцип социальной справедливости, закрепленный Конституцией РФ, затрагивает права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете ранее Фефиловой К.В., затрагивает права Администрации ГО «город Дербент», противоречит действующему законодательству, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ, ч. 2 п.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 8 Закона Республики Дагестан № 58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Согласно Закону Республики Дагестан от 04 декабря 2008 года №57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. В соответствии с п. 2 ст. 4 названного закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий. В Администрации ГО «город Дербент» нет свободных, не распределенных жилых помещений для обеспечения жильем детей указанной категории, городской бюджет так же не располагает свободными, не распределенными финансовыми средствами. В нынешнем году в администрацию городского округа «город Дербент» поступили денежные средства на сумму 46 000 000 рублей, что позволит приобрести всего лишь 45 квартир тем детям данной категории, по которым вынесены решения суда, в соответствии со списком, составленным в строго хронологической последовательности исходя из принятых решений суда. Фефилова К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилой площадью Постановлением Главы администрации ГО «город Дербент» с 2002 года под № 25. Она не смогла воспользоваться своим правом на обеспечение жильем в связи с хаосом, порожденным двойной очередностью из «внеочередников», из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при котором нарушаются права одних лиц данной категории, состоящих на жилищном учете ранее тех, кто реализовал свое право на обеспечение жильем посредством судебных решений. В связи с данной сложившейся ситуацией администрация г.Дербента неоднократно обращалась в Правительство РД, Министерство финансов РД, Министерство образования и науки РД с целью выделения в текущем году дополнительных средств для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В полученных ответах сообщалось, что изыскать дополнительные средства на указанные цели, в условиях напряженного исполнения республиканского бюджета РД, не представляется возможным. Из изложенного следует, что органы государственной власти в лице Правительства РД, Министерства финансов РД, Министерства образования и науки РД не выполняют свои государственные обязательства по полнообъемному обеспечению финансирования на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-си­рот», статьей 8 Закона РД от 29 декабря 2004 г. №58 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Фефилова К.В. является сиротой, оставшейся без попечения родителей, воспитывалась в детском доме № 2 г. Дербента, до достижения 23 лет встала на учет как нуждающаяся в жилье сирота.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном главой администрации ГО «город Дербент» от 5 октября 2011 года, Фефилова К.В. числится как лицо, имеющее право на жилье в 2012 году под № 21 (л.д. 44-46).

Удовлетворяя требования Фефиловой К.В., суд правильно исходил из указанных выше норм права и с учетом приведенных обстоятельств пришел к обоснованному выводу, обязав Администрацию ГО «город Дербент» обеспечить истицу жилым помещением вне очереди, не ниже установленных социальных норм.

Решение, постановленное по настоящему делу, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Дербентского городского суда от 8 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации ГО «город Дербент» Раджабова А.С. – без удовлетворения.

председательствующий: И.Д. Августина

судьи: А.А. Биремова

Н.Х. Устаева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200