Судья Газиев М-Р.Д. дело № 33-3769-2011г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 декабря 2011года г. Махачкала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе Председательствующего Бейтуллаевой З.А., судей Магадовой А.В. и Абдулхалимова М.М., при секретаре Исмаилове Ш.К., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу зам. управляющего ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Магомедовой Р., на решение Тляратинского районного суда от 24 октября 2011 года по гражданскому делу по заявлению Магомедовой М.М., об обязывании Отдела ГУ-ОПРФ по РД в Бежтинском участке назначить пенсию с даты первичного обращения. Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан по доверенности Османова М.М. об отмене решения суда, объяснение представителя Магомедовой М.М. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан установила: Магомедова М.М. обратилась в суд с иском обязать ответчика ГУ - ОПФР по РД по Бежтинскому участку назначить ей пенсию с даты первичного ее обращения с 05.02.2009года. В обоснование иска указано, что 05.02. 2009 года обратилась с заявлением в отдел ГУ ОПФР по РД по Бежтинскому участку с требованием о назначении трудовой пенсии. Решением указанного отдела № 9 от 01.03. 2010 года ей было отказано в назначении пенсии. Данный отказ обжаловала в суд. Решением Тляратинского районного суда от 01.02.2011года отказ в назначении пенсии признан незаконным и обязал указанный пенсионный отдел устранить нарушение в части установления ей пенсии за выслугу лет. Считает, что трудовую пенсию ей должны назначить с момента ее обращения – с 05.02. 2009 года, и с этого момента имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Истица Магомедова М.М. дополнила свои требования, просит обязать ответчика включить в страховой (специальный) стаж период ее работы по военному контракту в войсковой части № с 16.11.1998года по 29.01.2006года. Представитель ответчика начальник Отдела ГУ ОПФР по РД в Бежтинском участке Магомедов М.Д. признал требования истицы и в судебном заседании пояснил, истице назначили пенсию с 08 июля 2011года, в этот же день направили дело в управление, но решение о назначении пенсии истице не было принято, ввиду того, что пенсионное дело истицы с управления было возвращено из-за отсутствия в решении суда сведения о включении в страховой стаж истицы периода работы по контракту - с 1998г. по 2006год. Кроме того, представитель ответчика пояснил суду, что перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации входит в обязанность Министерства финансов в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-О-П. Войсковая часть № расформирована, в письме которой указано, что войсковая часть не обязана представлять страховые взносы. Решением Тляратинского районного суда от 24 октября 2011 года постановлено: «исковое заявление Магомедовой М. М. об обязывании Отдела ГУ - ОПФР по РД в Бежтинском участке Цунтинского района: назначить ей пенсию с даты ее первичного обращения – с 05.02.2009г. и, включить в страховой (специальный) стаж период ее работы по военному контракту с 16.11.1998г. по 29.01.2005г., удовлетворить. Обязать ГУ-ОПРФ по РД - Отдел ОПФР по РД в Бежтинском участке назначить М. М. М. пенсию с момента ее первичного обращения - с 05.02.2009г. Обязать ГУ-ОПРФ по РД - Отдел ГУ - ОПФР по РД в Бежтинском участке включить в страховой (специальный) стаж период работы Магомедовой Майсарат Магомедовны на военной службе по контракту в войсковой части № с 16 ноября 1998г. по 29 январь 2006г.» В кассационной жалобе представитель ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П положения пункта 1 статьи 10 указанного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Следовательно, соответчиком по данному делу должно выступит государство в лице Министерства финансов РФ, на которое необходимо возложить обязанность по перечислению Пенсионному фонду РФ неуплаченных за ответчицу работодателем страховых взносов. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии со ст. 7, Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п.20 ч.1 ст.27 указанного Федерального закона, который введен в действие ФЗ от 30.12. 2008 года № 319 – ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, т.е. сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют, в частности, женщины достигшие возраста 55 лет, а согласно п. 20 ч. 1 ст. 27 вышеуказанного закона ранее достижения возраста 55 лет трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Как установлено судом первой инстанции, согласно копии трудовой книжки стаж в учреждениях здравоохранения у заявительницы Магомедовой М.М. составляет более 25 лет. В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы, а также иные засчитываемые в страховой стаж периоды, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые согласно абзацу 3 и. 7 Правил учета страховых взносов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002г. № 407, суммы текущих платежей по страховым взносам, а также за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. Пункт 2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», обязывает всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников. Вывод суда первой инстанции, что в этой связи, неуплата страховых взносов за работников, в том числе, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы заявителя, является правильным. В соответствии со ст. 11, Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" «в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Согласно пункту 1 статьи 10 названного Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан. В то же время упомянутым Постановлением положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.(Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О) Пункт 2 статьи 10 данного документа в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П). Тем самым, Конституционный суд Российской Федерации вменил в обязанность государства в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимых средств за счет федерального бюджета. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходит о назначении пенсии истице с момента ее обращения в пенсионный орган за ее назначением. Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит неправомерными, как не опровергающие выводы суда первой инстанции. Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ). Принимая во внимание отсутствие доказательств обоснованности отказа истцу о назначении пенсии с момента обращения с включением в страховой стаж период ее работы по военному контракту с 16.11.1998 года по 29.01.2006 года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика включить в страховой стаж указанный период работы и назначить ей пенсию с даты обращения в пенсионный орган с 05.02.2009 года. Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют правовым позициям Конституционного суда Российской Федерации и установленным по делу обстоятельствам. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Тляратинского районного суда от 24 октября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу зам. управляющего ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан Магомедовой Р. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи