спор об обязании предоставить по договору социального найма и вне очереди жилым помещением.



Судья Гаджимурадова Н.М.

дело № 33-3371-11 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала 7 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан

в составе:

председательствующего Шихгереева Х.И.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Мустафаевой З.К.,

при секретаре судебного заседания Шахбановой П.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 декабря 2011 г. кассационную жалобу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Акаева А.А. на решение Дербентского городского РД от 12 октября 2011 года, которым постановлено: иск прокурора города Дербента в интересах ФИО1 -удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить по договору социального найма и вне очереди ФИО1, состоящей в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., объяснения Сагуевой И.Ш. и представителя администрации г.Дербента Раджабова А.С., просивших решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Дербента обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации городского округа «город Дербент» и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан об обязании предоставить по договору социального найма и вне очереди ФИО1, состоящей в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора Гаджиахмедов К.Г. уточнил исковые требования, просил обязать Минстрой Дагестана предоставить жилое помещение ФИО1 по тем основаниям, что Сагуева А. А. является ребенком-инвалидом с диагнозом F 71,0 /гидроцефалия/ органическое поражение центральной нервной системы в тяжелой форме, постановлением главы администрации городского округа ГОРОД Дербент» №639 от 10.06.2011г. она включена в льготный список граждан. страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 06 августа 2009г. №258 «Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении» Функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой невозможно проживание в одной квартире, возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе указывается о незаконности решения суда с просьбой отменить решение суда, ссылаясь на то, что прокурор г. Дербента изменил исковые требования, просил обязать Минстрой РД предоставить жилое помещение Сагуевой А. А. по тем основаниям, что Сагуева А.А. является ребенком-инвалидом с диагнозом F 71 (гидроцефалия) органическое поражение центральной нервной системы в тяжелой форме.

Следовательно, после изменения исковых требований судья должен был провести соответствующие действия по подготовке дела к судебному разбирательству, в том числе согласно ч. 2 ст. 150 ГПК РФ вручить ответчику копию заявления об изменении исковых требований. По смыслу ч. 3 ст. 39 ГПК РФ указанные изменения должны быть оформлены в письменном виде, вручены лицам, участвующим в деле, а от суда может потребоваться повторное распределение бремени доказывания, поскольку изменение основания иска может изменить предмет доказывания.

Считает что при рассмотрении дела были нарушены процессуальные права Минстроя РД, которому не было известно об изменении исковых требований и не была вручена копия искового заявления с изменением исковых требований, что лишило право предоставлять свои доказательства и возражения по измененным исковым требованиям.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.

Следовательно, при рассмотрении искового заявления прокурора г. Дербента, поданного в интересах Сагуевой А.А., Дербентский городской суд должен был привлечь к участию в деле Правительство Республики Дагестан, права и обязанности которого затрагиваются настоящим делом.

Однако, суд не учел данные требования закона Республики Дагестан, что само по себе, в силу подпункта 4 пункта 2 ст. 364 ГПК РФ, является безусловным основанием для отмены решения суда от 12.10.2011г. в кассационном порядке.

Судебным извещением от 13.09.2011г. судья Дербентского городского суда Гаджимурадова Н.М. уведомила Минстрой РД о назначении слушания гражданского дела на 10.10.2011г. на 10 часов 00 минут.

В то же время, из решения суда видно, что оно вынесено 12.10.2011г.

Извещение Минстроя РД о переносе даты рассмотрения не было осуществлено. Более того, при обстоятельствах, когда прокурор г. Дербента изменил исковые требования, суд в силу пункта 3 ст. 39 ГПК РФ обязан был, рассмотрение настоящего дела, начать со дня совершения соответствующего процессуального действия.

Решение суда от 12.10.2011г., кроме того, неисполнимо, т.к. жилищный фонд, находящийся в собственности Республики Дагестан, как публично-правовое образование, отсутствует.

В возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на те же доводы, что приведены в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений прокурора, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Согласно закону Республики Дагестан от 03.02.2006г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, а так же граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма.

Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 21 августа 2006г. за № 172 «Об утверждении Положения и порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Министерство труда и социального развития определено уполномоченным органом по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как усматривается из материалов дела, Сагуева И.Ш. /мать Сагуевой А.А с 11 февраля 2009 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ГО «город Дербент» в очереди граждан из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов «страдающих заболеваниями» в соответствии с постановлением главы администрации г.Дербента с 11 февраля 2009 года.

Кроме того, постановлением главы администрации ГО «город Дербент» от 10 июня 2011 года. № 639 Сагуева И.Ш. также включена в список граждан «страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире».

Удовлетворяя иск Сагуевой И.Ш. и опровергая довод ответчика о том, что она вправе получить жилье в органах местного самоуправления, как малоимущая, суд первой инстанции исходил из положений ч.2 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ о том, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они признаны таковыми органом местного самоуправления (постановлением главы администрации муниципального образования, о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь «малоимущих» граждан) в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

По материалам дела, Сагуева И.Ш. (мать Сагуевой А.А.) не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации ГО «город Дербент» в очереди «малоимущих» граждан, в связи с чем отсутствуют основания для возникновения у последней права на обеспечение жильем в указанном порядке.

Из смысла ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ, усматривается, что состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, имеют право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям, но исходя из 4.4 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, реализовать свое право на обеспечение жильем он может по одному из выбранных оснований.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что вопросы обеспечения таких граждан жильем не могут быть разрешены без согласования с Правительством РД, которое суд должен был привлечь к делу при рассмотрении данного спора, противоречат постановлению Правительства Республики Дагестан от 21 августа 2006г. за № 172 «Об утверждении Положения и порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», которым Министерство труда и социального развития определено уполномоченным органом по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с постановлением Правительства Республики от 6 августа 2009г. за № 258 «Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении», функции уполномоченного органа по ведению сводного списка и по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Кроме того, сводный список очередности категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда республики Дагестан по договору социального найма, и принятых на учет ГО «г.Дербент», администрацией г.Дербента направлен в Минстрой РД, где зарегистрирован 5.08. 2011 года.

В этой связи обоснован вывод суда о том, что обеспечение жильем Сагуевой А.А. должно осуществляться из жилищного фонда Республики Дагестан и за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Довод кассационной жалобы о том, что в связи с тем, что прокурор изменил в суде исковые требования, суд должен был в силу ч.2 ст.150 ГПК РФ провести повторную подготовку дела к судебному разбирательству, не может быть признан состоятельным, поскольку прокурор лишь уточнил исковые требования, изложенные им же в исковом заявлении, где в качестве ответчика привлечено также и Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства РД.

Не может согласиться кассационная инстанция и с доводами жалобы о том, что суд уведомил Минстрой РД о назначении дела к слушанию на 10.10.11 г., а не на 12.10.2011 года, поскольку рассмотрение дела было начато 10.10.11 года и завершено 12.10.11 года и, кроме того, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Акаев А.А. в письменном ходатайстве в адрес суда от 22.09.2011 года, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, выслав в их адрес копию принятого судом решения.

При таких обстоятельствах необоснованны доводы кассационной жалобы о допущении судом первой инстанции при рассмотрении данного дела нарушений норм процессуального и материального законодательства.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ, коллегия

Определила:

Решение Дербентского городского РД от 12 октября 2011 года по иску прокурора города Дербента в интересах ФИО1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Акаева А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


-32300: transport error - HTTP status code was not 200