<.> Дело № 33-639/2012г. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Махачкала 05 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – Бейтуллаевой З.А., судей – Загирова Н.В.и Джарулаева А.К., при секретаре – Саладихановой С.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления социальной защиты населения в МО «город Каспийск» Османова В.М. на решение Каспийского городского суда от 12 января 2011 года, которым постановлено: «Признать действия УСЗН МТ и СР РД в МО «город Каспийск», направленные на уменьшение выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Антоновой Т.А. незаконными. Восстановить сумму выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Антоновой Т.А. с августа 2011 года в размере <.> рублей <.> копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации». Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя УСЗН в МО «г. Каспийск» Гаджиевой Н.З., просившей отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований, судебная коллегия установила: Антонова Т.А. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия управления социальной защиты населения МТ и СР РД в МО «город Каспийск», указав, что ее супруг с <дата> по <дата> принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 30 км. зоне опасности. В январе 1994 года ему впервые установили третью группу инвалидности с утратой трудоспособности в <.> %, а в январе 1999 года перевели на вторую группу инвалидности с 100 процентной утратой трудоспособности. Причину инвалидности, согласно справки ВТЭК ему установили – «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС». Решением Каспийского городского суда от 27 февраля 2006 года ее покойному супругу произвели перерасчет ежемесячных сумм возмещения вреда, с последующей индексацией на коэффициенты инфляции и выплачивали с 01 февраля 2007 года по <.> рубля <.> копейки в месяц, а на день смерти выплачивали <.> рубля <.> копеек. 01 марта 2009 года ее супруг, Шамин В.Д. умер. Антоновой Т.А. ежемесячную сумму возмещения вреда выплачивали своевременно и ей была установлена денежная компенсация в сумме <.> рублей <.> копеек, которая ежегодно индексировалась на коэффициенты инфляции установленного Правительством РФ. До июля 2011 года ей выплачивали сумму в размере <.> рублей <.> копеек, а в августе 2011 года ей эти выплаты были прекращены по неизвестной причине. При обращении в УСЗН города Каспийска сказали, что это предписание Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, поэтому выплаты уменьшили до <.> рублей <.> копеек. Просит признать незаконные действия органов УСЗН МТ и СР в МО « город Каспийск» нарушающими ее права и свободы и восстановить ей ежемесячные денежные компенсации в возмещения вреда здоровью в прежнем размере, то есть <.> руб. <.> коп., со дня прекращения. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе начальник Управления социальной защиты населения в МО «город Каспийск» Османов В.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его необоснованность. Указывает на то, что Антоновой Т.А. как вдове инвалида 2 группы положена компенсация в возмещении вреда в твердом размере в силу пункта 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, где указано, что право выбора – получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». В соответствие с данной нормой Антоновой Т.А. была начислена выплата в твердой денежной сумме, а именно <.> руб. <.> коп. На основании указанного просит отменить решение Каспийского городского суда от 12 января 2012 года отменить и производство по данному делу прекратить Частью 1 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд, в том числе, по факсимильной связи. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 ГПК РФ). Антонова Т.А. и ее представитель Султанов А.И. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела от них не поступало. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия апелляционной инстанции Верховного суда РД находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся Антоновой Т.А. и ее представителя Султанова А.И. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение стороны, судебная коллегия приходит к следующему. Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом. Право истицы на получение ежемесячных сумм по потере кормильца является производным от права ее мужа на получение сумм возмещения вреда здоровью, в связи с чем, сумму указанной денежной компенсации для истицы следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, которую получал ее муж при жизни. Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан не может согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неверном толковании и применении норм материального права. Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Положения пунктом 15 части 1 статьи 14 базового Закона предусматривают выплату компенсации инвалидам 1 группы в размере 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб. При этом впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года. Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ). Кроме того, пункт 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца. Федеральным законно от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения. Так, пункт 25 части 1 статьи 14 базового Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - <.> руб., инвалидам 2 группы - <.>., инвалидам 3 группы - <.> руб. Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью 2 следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число". Из содержания этой нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы. Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 базового Закона. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число. Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83. Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из пункта 25 части 1, части 2 статьи 14, абзаца второго пункта 2 части 1 статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, то есть после 15 февраля 2001 года. Данное положение, как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью, не противоречит Конституции РФ. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама истица до 15 февраля 2001 года получателем денежных компенсаций возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы). Таким образом, вывод суда первой инстанции о праве истицы как нетрудоспособного члена семьи, находившейся на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права. Размер ежемесячной денежной компенсации истице определен органом социальной защиты в соответствии с частью 1 пункта 15 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом индексации по постановлениям Правительства РФ. На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан признает состоявшееся судебное постановление незаконным и подлежащим отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Антоновой Т.А. в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: Решение Каспийского городского суда от 12 января 2012 года отменить. По делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Антоновой Т.А. председательствующий: З.А. Бейтуллаева судьи: Н.В. Загиров А.К. Джарулаев