Судья Гаджимагомедов М.Т. Дело № 33-1327/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: Председательствующего Сидоренко М.И. судей Ахмедовой С.М. и Магомедовой А.М. при секретаре Чоракаеве Т.Э. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале 23 мая 2012 года апелляционную жалобу Магомедовой П.Б. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 марта 2012 года, которым постановлено: « В удовлетворении исковых требований Магомедовой П. Б. к Администрации МО « город Махачкала» о предоставлении жилья по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в 3-х месячный срок отказать». Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение Магомедовой П.Б. и в ее интересах адвоката Джунайдиева А.Г. ( ордер от 23.05.2012 г.), просивших решение суда отменить и удовлетворить исковые требования Магомедовой П., объяснение представителя Министерства труда и социального развития РД по доверенности от 14.05.2012 г, № Гаджимурадовой М.А., просившей решение суда оставить без изменения, объяснение представителя администрации г. Махачкалы по доверенности от 12.03.2011 г. Расулова А.Б., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Магомедова П.Б. обратилась в суд с иском к администрации МО « город Махачкала» о предоставлении жилья по договору социального найма на состав семьи из пяти человек в течение трех месяцев, указывая на то, что в 1957 г. ее покойный супруг Магомедов А.М. в период прохождения срочной службы в войсках по охране оборонного объекта ПО « Маяк» в <адрес> участвовал в ликвидации последствий аварии. С 1986 года его семья состояла на учете для получения жилья в списках многодетных семей. С 01.11.1998 года их семья была включена в списки очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации аварии на ЧАЭС по г. Махачкала. В феврале 2004 г. супругу установлена инвалидность первой группы. По решению Экспертного Озерского межведомственного экспертного Совета от 25.05.2004 г. установлено, что основное заболевание и причина инвалидности связана с воздействием радиации, полученной при ликвидации аварии в 1957 г. на территории ПО « Маяк». В соответствии с п.3 ч.1 ст,14, п.3 ч.1 ст.15 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления. В связи со смертью ее супруга постановлением главы администрации г. Махачкалы от 04.07.2007 г. очередь на улучшение жилищных условий была переоформлена на ее имя. Принимая во внимание, что ее семья с учетом указанных льгот не была обеспечена жильем в течение трехмесячного срока до 1 марта 2005 года, то право на предоставление жилья по договору социального найма сохраняется и после 1 марта 2005 года. Суд постановил указанное выше решение. В апелляционной жалобе Магомедова П. просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею исковых требований. Суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права, неправильно применил и истолковал закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям. Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснение сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Магомедов А.М. с семьей состоял в списках очередности на получения жилья с 01.11.1998 г. и в связи с его смертью 06.05.2006 года очередь была перенесена на его жену Магомедову П.Б. С согласия Магомедовой П.Б. она была включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. В сводном ( по республике) списке участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 года, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 года Магомедова П. значится за номером 286. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, письмом Министерства труда и социального развития РД от 04.05.2011 г., не отрицаются Магомедовой П.Б. Согласно указанной федеральной целевой программы « Жилище» выдача сертификатов участникам подпрограммы Министерством осуществляется по мере поступления сертификатов и согласно утвержденному сводному ( по республике) списку. Доводы Магомедовой П.Б. о том, что она имеет право на получение жилья по договору социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства в течение трехмесячного срока, являются необоснованными по следующим основаниям. Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15). 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3). Согласно пункту 2 части 1 вышеназванной статьи гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: "обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации". Данная норма не содержит указания на предоставление жилого помещения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке или в течение трехмесячного срока. Отсутствовало такое указание и в Жилищном кодексе РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 года. Правительством Российской Федерации 29 декабря 2004 года было принято Постановление N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц", пунктом 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц. Как следует из содержания вышеназванных Постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, осуществляется путем предоставления им субсидий. Таким образом, у граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, право на внеочередное или в течении трех месяцев предоставление жилого помещения отсутствует. В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно применил нормы закона, действующие на момент разрешения данного спора судом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 23 апреля 2004 г. N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним, от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "внесение Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений в порядок реализации социальных гарантий указанной категории граждан, в части изменения порядка обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., не противоречит принципу поддержания доверия граждан к закону и не лишает граждан указанной категории социальных гарантий, поскольку направлено на сохранение за ними права на улучшение жилищных условий, оно лишь изменяет форму обеспечения их жилыми помещениями. Федеральный законодатель, по смыслу ст. ст. 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации, вправе определить условия предоставления гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Изменения в нормативном содержании прав, гарантий, мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие техногенной катастрофы, предоставляя новую форму обеспечения их жилыми помещениями, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина и не могут рассматриваться как лишающие данную категорию граждан гарантированной Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 40) возможности улучшения жилищных условий. Кроме того, Магомедова П.Б. не обращалась в администрацию МО « город Махачкала» с заявлением о предоставлении ей жилья по договору социального найма, с согласия Магомедовой П.Б. она была включена в сводный ( по республике) список участников подпрограммы на получения жилищного сертификата. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Советского районного суда г. Махачкалы от 07 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: