Латипова Р.А. к Минтруду и соц. развития РД об отказе в предоставлении дополнительной жилой площади.



Судья ФИО3

Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала <дата>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО4,

судей – Биремовой А.А., ФИО6,

при секретаре – ФИО7,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД ФИО11 на решение Буйнакского городского суда от <дата>, которым постановлено:

«Заявление ФИО1 частично удовлетворить.

Признать действия Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, выразившееся в отказе ФИО1 в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м. незаконным.

Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан принять меры для предоставления ФИО1 безвозмездной субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м.

В части взыскания с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан расходов на услуги представителя ФИО1 отказать».

Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РД ФИО8 (доверенность от <дата>), просившей отменить решение суда, объяснения представителя истца ФИО1 ФИО9 (доверенность от <дата>, ордер от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО10 обратилась в суд с заявлением, оспаривая действия Министерства труда и социального развития РД по отказу в предоставлении ей безвозмездной субсидии на приобретение дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м., мотивируя свои требования тем, что <дата> Министерство труда и социального развития РД выдало ей свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья на сумму 446400 руб. <дата> данное свидетельство было у нее изъято для предоставления ей нового свидетельства с учетом дополнительной жилой площади. <дата> ей снова выдали свидетельство о предоставлении субсидии из расчета 24800 руб. х 18 кв.м. на одного ребенка без учета дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м., положенной ее сыну ФИО2, страдающему тяжелой формой хронического заболевания. Указанные действия Министерства труда и социального развития РД считает незаконными, поскольку свидетельство о предоставлении ей субсидии выдано в нарушение права ее ребенка на дополнительную жилую площадь в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от <дата> № 181-ФЗ. В связи с изложенным, просит признать действия Министерства труда и социального развития РД, отказавшего предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м., незаконными, обязать Министерство труда и социального развития РД принять меры по предоставлению ей указанной субсидии и взыскать расходы на оплату услуг представителя.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД ФИО11 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства от <дата> Министерство труда и социального развития Республики Дагестан является уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата> инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. При этом формой предоставления указанной меры социальной поддержки является предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утвержден порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> законодатель утвердил Методику распределения между субъектами субвенций из федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации N 614 от <дата>, принятым во исполнение федеральных законов, утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые также не содержат каких-либо ограничений или дополнительных условий получения субвенций, кроме их целевого использования (приобретение жилой площади) и предоставления ежеквартальных отчетов в соответствующие федеральные органы исполнительной власти о расходовании предоставленных федеральных средств.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются федеральным законодательством.

Субъектам Российской Федерации предоставлено право определять форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий, то есть устанавливать последовательность выполнения конкретных действий, необходимых для реализации права на получение меры социальной поддержки.

Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочий по установлению дополнительных условий реализации вышеуказанной категорией граждан права на получение жилой площади. Размер выделенной ФИО1 субсидии рассчитан Министерством труда и социального развития РД правомерно в пределах предоставляемых ему полномочий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от <дата> N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата>) инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 17 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от <дата> N 199-ФЗ, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", согласно которой объем средств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Право на дополнительную жилую площадь, сверх установленной общей нормы жилой площади, в виде отдельной комнаты, а при ее отсутствии - в размере 10 квадратных метров, также предусмотрено подп. "а" п. п. 1 и 2 Постановления ВЦИК и СНК от <дата> "О праве пользования дополнительной жилой площадью", положения которого, как предусматривающие меры социальной защиты для инвалидов, применимы в силу ст. 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 214, к такому заболеванию относились психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 817 указанное Постановление от <дата> признано утратившим силу и вместо него утвержден такой же Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.

Из приведенных норм следует, что семьи, имеющие детей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до <дата>, вправе претендовать на получение дополнительной жилой площади в установленных названными правовыми актами размерах.

Установив, что сын ФИО1 ФИО2, <дата> года рождения, является инвалидом детства первой группы (инвалидность установлена бессрочно), страдает болезнью Дауна, состоит на «Д» учете у психиатра в Буйнакской городской поликлинике, суд, руководствуясь приведенными выше нормами, обоснованно пришел к выводу, признав за ФИО1 право на дополнительную жилую площадь в размере 10 кв.м. в связи с заболеванием ее сына.

Как следует из дела, указанное право заявителя на дополнительную жилую площадь не реализовано.

ФИО10 принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имела в составе семьи ребенка-инвалида с детства ФИО2, страдающего заболеванием, отнесенным к числу заболеваний, дающих право лицам, ими страдающим, на получение дополнительной жилой площади.

Право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, граждан, имеющих в семье детей- инвалидов, страдающих такими заболеваниями, вставших на учет до <дата> и не реализовавших свое право до <дата>, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.

Из статьи 31 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Поскольку ФИО1 жилое помещение по договору социального найма до <дата> не было предоставлено, ее права на улучшение жилищных условий сохранились в полном объеме и после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, ФИО10 имеет право самостоятельно выбрать форму реализации своего права на улучшение жилищных условий.

Учитывая, что социальная выплата на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета является формой обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, эти лица, принятые на учет по улучшению жилищных условий до <дата> и не улучшившие свои жилищные условия после <дата>, вправе по своему выбору реализовать право на улучшение жилищных условий: либо путем получения вне очереди социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, либо путем предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Исходя из изложенного, суд обоснованно признал за ФИО1 право на получение безвозмездной субсидии с учетом ее права на дополнительную жилую площадь в размере 10 кв.м. и тем самым пришел к правильному выводу о неправомерности оспоренных действий ответчика по отказу в предоставлении ФИО1 названной субсидии.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривает, в связи с чем, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определила:

Решение Буйнакского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

председательствующий:

судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200