Незаконное занятие трудовой деятельностью иностранным гражданином, статья 18.10 КоАП РФ



Дело №7-169/2012

Судья Ахмедханов М.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала 12 апреля 2012 г.

Судья Верховного суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев жалобу гражданина Республики Азербайджан Гусейнова И.Ш. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года Гусейнов И.Ш., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <.> рублей с выдворением за пределы Российской Федерации и содержанием до фактического выдворения в спецприёмнике МВД РД.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан Гусейнов И.Ш. просит вынесенное в отношении него постановление судьи Ленинского районного суда Республики Дагестан от 22 марта 2012 года изменить и назначить наказание за правонарушение, предусмотренное статьей 18.10 КоАП РФ не связанное с выдворением за пределы Российской Федерации.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что наказание, назначенное ему, является несоразмерным и суровым по отношению к совершенному им поступку. На территории Российской Федерации он начал свою трудовую деятельность с 21 марта 2012 года, то есть, в день выявления самого правонарушения.

Кроме того, являясь гражданином Республики Азербайджан, он плохо владеет русским языком и не знает норм законодательства Российской Федерации, в силу чего ему не было известно о необходимости получения разрешения на трудовую деятельность. На территории Российской Федерации он проработал один не полный рабочий день, за указанное время заработную плату ему не выплатили, следовательно, как считает заявитель, он не нанес материального ущерба интересам Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Гусейнова И.Ш. - адвоката Долгатова З.Т., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя УФМС России по Республике Дагестан Тумалаева А.Н., просившего оставить постановление суда в силе, а жалобу без удовлетворения, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению в части исключения из постановления суда административного выдворения за пределы Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно части 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Данное положение также согласуется с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года (в ред. от 09 февраля 2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», по смыслу которого, ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи районного суда в соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривается судьей вышестоящего суда.

Таким образом, ходатайство о восстановлении срока и жалобу на постановление районного судьи правомочен был рассматривать судья Верховного суда Республики Дагестан.

Однако, в нарушение указанных требований закона, районный судья не направил жалобу Гусейнова И.Ш. на постановление по делу об административном правонарушении и ходатайство о восстановлении срока в Верховный суд Республики Дагестан для рассмотрения, а принял решение по ходатайству о восстановлении срока сам, что делать был не вправе.

Из материалов дела следует, что копия постановления судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года Гусейновым И.Ш. получена в день вынесения постановления суда, то есть 22 марта 2012 года, о чем на листе дела 8 имеется расписка указанного лица. Таким образом, последним днем подачи жалобы является 02 апреля 2012 года.

Жалоба на постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года подана Гусейновым И.Ш. 04 апреля 2012 года, то есть, по истечении двух суток установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования.

При разрешении ходатайства о восстановлении срока обжалования, суд учитывает характер причин пропуска процессуального срока, длительность просрочки, а также сведения о личности лица, подающего жалобу.

С учетом того, что гражданин Республики Азербайджан Гусейнов И.Ш. русским языком владеет слабо, не знает норм законодательства Российской Федерации, длительность просрочки незначительна и составляет всего 2 дня, считаю возможным восстановить Гусейнову К.Ш. срок для обжалования постановления судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года о привлечении его к административной ответственности.

В соответствии со статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Данные положения закона означают, что иностранный гражданин вправе приступить к работе только после получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности, полученного в порядке, предусмотренном «Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 марта 2012 года в 17 часов 00 минут в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной на строительном объекте по адресу: г.Махачкала, <адрес> сотрудником ОУФМС по Республике Дагестан установлено, что гражданин Республики Азербайджан Гусейнов И.Ш. осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации, не имея разрешения на работу.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 марта 2012 года (л.д. 2).

Деяние, совершенное гражданином Республики Азербайджан Гусейновым И.Ш., выразившееся в осуществлении им трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, действия Гусейнова И.Ш. правильно квалифицированы по статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление Гусейновым И.Ш. права на уважение личной и семейной жизни.

Санкция статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

22 марта 2012 г. при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гусейнова И.Ш. судьей Ленинского районного суда г.Махачкалы сведения о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не исследовались. Мотивы назначения Гусейнову И.Ш. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации судьей Ленинского районного суда г. Махачкалы в постановлении не приведены.

Определяя пределы и вид наказания, суд учитывает, что Гусейнов И.Ш. к административной ответственности привлекается впервые, вину в совершенном административном правонарушении признал и раскаялся, на территории Российской Федерации находится законно.

Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 22 марта 2012 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Гусейнову И.Ш. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ :

постановление судьи Ленинского районного суда г.Махачкалы от 22 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.10 КоАП РФ в отношении Гусейнова И.Ш. изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Республики Дагестан Ш.М. Хираев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200