Кировский районный суд г. Махачкалы судья Умалатов Д.А. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН РЕШЕНИЕ от 05 октября 2012 г. N 7-314/2012, г.Махачкала Судья Верховного суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан на постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 15 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, установил: постановлением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 августа 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова», прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан) Газимагомедовым Г.У. подана жалоба на указанное постановление суда, в которой им ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указывает, что оспариваемое постановление суда является незаконным и необоснованным. В учреждении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» выявлен факт уничтожения отходов путем сжигания на несоответствующем оборудовании, а также осуществляется сбор отходов класса «А» на необорудованной и открытой территории. В связи с чем не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Суд пришел к ошибочному выводу, что требования статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственно связаны с исполнением требований ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», нормы которого регулируют отношения связанные только с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов) и никоим образом не затрагивают деятельность в сфере лечебно-профилактических учреждений. На указанную жалобу представителем ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» Алимагомедовой А.М. принесены возражения, в которых по существу ставится вопрос об оставлении постановления Кировского районного суда г.Махачкалы в силе, а жалобы без удовлетворения по следующим основаниям. Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан неправильно квалифицированы выявленные в ходе проверки нарушения, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Требования статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственно связаны с исполнением требований ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», нормы которого регулируют отношения связанные с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов). Кроме того, не учтен тот факт, что на территории ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» располагается и другое юридическое лицо, которое также выносит отходы в вышеуказанные контейнеры, в связи с чем нет достаточных доказательств, подтверждающих вину именно ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» в совершении административного правонарушения. Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан Газимагомедова Г.У., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» Алимагомедовой А.М., просившей оставить постановление суда в силе, а жалобу без удовлетворения, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению. В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. По смыслу данной нормы права обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Указанным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по факту, изложенному в обращении гражданки Сараевой А.Я. № 3171 от 13 июня 2012 года. В ходе указанной проверки были выявлены следующие правонарушения: на контейнерной площадке установлена самодельная печка в виде бочки для термического уничтожения отходов, установка (печка) не соответствует требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; отсутствуют специальная площадка и контейнера для сбора отходов класса А, что является нарушением СанПиН 2.1.7.2790-10 п. 6.5; сбор отходов класса А осуществляется на территории находящейся за ограждением контейнерной площадки для отходов класса Б, что является нарушением ст. 22 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». По данному нарушению в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» составлен протокол об административном правонарушении № 217-12 от 19 июля 2012 года, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы административного дела переданы для рассмотрения по подведомственности в Федеральный суд Кировского района г.Махачкалы. Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» суд в своем постановлении указал, что обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» состава административного правонарушения. Между тем, указанные выводы судьи первой инстанции являются преждевременными. Так, суд в оспариваемом решении оставил без внимания и не исследовал вопрос о наличии и использовании на контейнерной площадке ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» самодельной установки (печка) для термического уничтожения отходов, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.7.2790-10. Между тем, согласно пункту 5.8 названных требований, при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В должны использоваться только зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению. Постановление суда в этой части не мотивированно, оценка указанным обстоятельствам не дана. В силу пункта 6.5 СанПиН 2.1.7.2790-10, контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м. от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны. Площадка должна быть ограждена. Между тем, как следует из материалов административного дела в ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова», сбор отходов класса А, в нарушение указанных требований осуществляется на необорудованной, открытой территории. Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения настоящего дела не были выполнены предусмотренные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. Названные нарушения процессуальных требований являются существенными, влекут отмену вынесенного постановления и направления дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы. Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил: постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 15 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г.Махачкалы. Судья Верховного Суда Республики Дагестан Ш.М. Хираев