по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ



Кировский районный суд г. Махачкалы

судья <.>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 05 октября 2012 г. N 7-313/2012, г.Махачкала

Судья Верховного суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан на постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 03 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 03 сентября 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заведующего хозяйственной частью ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» Дайтбегова К.Д., прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан) Газимагомедовым Г.У. подана жалоба на указанное постановление суда, в которой им ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что оспариваемое постановление суда является незаконным и необоснованным. Согласно приказу РЦИБ № 18 от 17 марта 2012 года на Дайтбегова К.Д. возложена ответственность по обустройству контейнерной площадки, в том числе и по обеспечению необходимых контейнеров с крышками чего в учреждении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» не сделано. Данный факт несет угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и подтверждает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения Дайтбегова К.Д., просившего постановление суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, нахожу жалобу Управления Роспортебнадзора по Республике Дагестан подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

По смыслу данной нормы права обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Указанным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по факту, изложенному в обращении гражданки Сараевой А.Я. № 3171 от 13 июня 2012 года.

В ходе указанной проверки был выявлен факт правонарушения, выразившийся в том, что контейнера на контейнерной площадке не обеспечены крышками и нуждаются в замене, что является нарушением ст. 22 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

По данному нарушению в отношении ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» составлен протокол об административном правонарушении № 03/215-12 от 19 июля 2012 года, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы административного дела переданы для рассмотрения по подведомственности в Федеральный суд Кировского района г.Махачкалы.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении заведующего хозяйственной частью ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» Дайтбегова К.Д. суд в своем постановлении указал, что Дайтбегов К.Д. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не является должностным лицом учреждения и соответственно в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.

Между тем, указанные выводы судьи первой инстанции являются преждевременными.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с пунктом 4, 9 приказа РЦИБ от № 18 от 17 марта 2012 года на Дайтбегова К.Д. возложена ответственность по обустройству контейнерной площадки, в том числе и по обеспечению необходимых контейнеров с крышками.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Дайтбегова К.Д., являясь заведующим хозяйственной частью ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова», обладая соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения настоящего дела не были выполнены предусмотренные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Названные нарушения процессуальных требований являются существенными, влекут отмену вынесенного постановления и направления дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 03 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении заведующего хозяйственной частью ГБУ РД «Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова» Дайтбегова К.Д. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г.Махачкалы.

Судья

Верховного Суда Республики Дагестан Ш.М. Хираев